Летняя практика Александра Ермолаева

"Рельефы, доски, поверхности, объемы - в отрыве от стен; бумаги, картоны, рисунки - летняя органика; предметы коллекции, брусья, куски материалов, винты - странные" - так представлял художник свои экспонаты при подготовке выставки

В Малом зале Центра дизайна Artplay прошла выставка художника Александра Ермолаева под названием "Летняя практика". Жанр - традиционный для его экспозиций - "гиперинсталляция". Представленные работы, большинство которых созданы в северной архангельской деревне, отличает эскизность, прямолинейность, естественность, простота и брутальность.

Вот авторское перечисление экспонатов, использованных при подготовке экспозиции: "Рельефы, доски, поверхности, объемы - в отрыве от стен; бумаги, картоны, рисунки - летняя органика; предметы коллекции, брусья, куски материалов, винты - странные; крупные фото - случайности, фрагменты; видеоряд - спонтанные картинки, не поймешь чего; объекты и материалы из Ошевенска - всякая чертовщина; все вместе - ощущение, что попал в северную деревню - дома вдоль дороги, большие дыры, ничем не занятые, торчит что-то высокое... архаика и дикость".

Соединение работ, предметов коллекций, их фрагментов, материалов, наконец, обломков в пространство экспозиций - возможно, самое любимое занятие Ермолаева. В результате зритель попадает не на выставку, а внутрь экспозиционного произведения, незаметно становясь его частью, ощущая себя деревянным торсом, куском металла, граблями или обломком детской игрушки. Таким образом в ермолаевском пространстве возникает забытое ощущение человека как природного компонента, части Материи.

Несмотря на постоянное и принципиальное для Ермолаева желание объяснить свое творчество, оно было и остается за границей объяснимого. По его работам можно изучать не только композицию, вопреки декларируемому стремлению автора к "отсутствию красоты", спонтанности, "мусорности", но и историю искусства ХХ века. Однако в непосредственном контакте со зрителем от него чудесным образом оказываются скрыты инструменты и причины их воздействия.

Художник охотно и часто перечисляет повлиявших на него кумиров и дает характеристики их творчеству: это и контррельефы Владимира Татлина, и спонтанности Роберта Раушенберга, фотограф Эдвард Вестон, архитекторы Чарльз Мур, Фрэнк Гери и Этторе Соттсасс, скульпторы Жан Тэнгли, Дэвид Смит, Луиза Невельсон, художники Эндрю Уайет, Джорджо Моранди, Бен Никольсон, Элсворт Келли. Искусствоведы усматривают параллели и с творчеством мастеров российского авангарда, и с поп-артистским минимализмом Джаспера Джонса, и с "поэзией коммунальной обыденности" отечественного андеграунда, и с современником, "экологом-деревянщиком" Андреем Красулиным.

Многоликость и узнаваемость работ Александра Ермолаева не только исключают подозрения в плагиате, но и делают практически невозможным подражание ему самому. Заимствовать у него равносильно подражанию природе: теоретически возможно, практически - мало кто способен.

Выбор читателей