Жизнь в России стремительно дорожает

Инфляция разогналась до максимальных показателей за 15 лет, рост цен усилился во всех секторах. Торговые сети добровольно фиксируют цены на социально-значимые товары, поставщики сетуют, что издержки перекладываются на их плечи

Рост цен остается одним из ключевых пунктов экономической повестки дня в России. По данным фонда "Общественное мнение", уже почти все россияне (94%) заметили повышение цен в продуктовых магазинах.

При этом ассортимент или качество продуктов, по мнению большинства опрошенных, за последние два - три месяца не изменились. Москвичи все чаще отмечают, что в магазинах отсутствуют продукты, которые они раньше покупали. Почти треть россиян были вынуждены изменить свои пищевые привычки: некоторые продуты покупать по более низким ценам, от других отказаться вовсе.

Согласно официальной статистике, в январе цены выросли на 3,9% - это в полтора раза выше декабрьского показателя в 2,6%. В январе 2014 г. инфляция составила 0,6%. Рост цен усилился во всех секторах, говорится в мониторинге Минэкономразвития. Инфляция разогналась до максимальных показателей за 15 лет.

Россияне недаром в первую очередь отметили подорожание продуктов. На них цены выросли наиболее ощутимо - на 1,3%. Причем, в основном, за счет овощей и фруктов. Стоимость плодоовощной продукции в январе подскочила на 22,1% (за год - на 40,7%), что внесло в инфляцию 0,9%.

В Минэкономразвития беспрецедентный скачок цен объяснили резким сокращением предложения, поскольку импорт из стран дальнего зарубежья уменьшился почти вдвое, а объем реализации отечественной продукции на внутренний рынок остался на уровне прошлого года. Свою лепту внесли логистические издержки из-за смены поставщиков – удлинилось транспортное плечо, снизилось качество продукции.

Особенно резко в январе подорожали овощи массового потребления - капуста, лук, морковь (на 27,9%) и картофель - на 17,4%. Значительное снижение импорта привело и к росту цен на фрукты и цитрусовые - на 16,7%.

Непродовольственные товары прибавили в цене 3,2% за месяц (11,2% за год) и внесли в общую инфляцию 1,2%. Услуги подорожали на 2,2% за месяц и на 12,3% за год, вклад в инфляцию - 0,6%.

Не прекращаются разговоры и о государственном регулировании цен тем или иным образом. Так, законодательное собрание республики Карелия направило в Госдуму и правительство предложение наделить губернаторов правом наказывать "руководителей торгующих организаций и поставщиков товаров за необоснованность роста цен". Сложившаяся ситуация вызывает беспокойство жителей и социальную напряженность, пояснили авторы проекта. Меру наказания региональные парламентарии не уточнили, однако в Госдуме считают, что это должен быть штраф в 1 млн руб., пишут "Известия".

Помимо введения ответственности для завышающих цены магазинов и поставщиков, предложено также установить механизм государственного контроля над уровнем цен и соотношением долей прибыли для всех участников производства продуктов питания и ограничить размеры оптовых и розничных надбавок. Эти меры в том или ином виде уже предлагались чиновниками, депутатами и экспертами, однако практических шагов для их воплощения предпринято не было, напоминает издание.

В очередной раз предложение законодательно зафиксировать предельные наценки на социально значимую продукцию по всей цепочке (от производителя до розницы) выдвигалось региональными чиновниками на недавнем совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Однако ни он, ни участники рынка идею не поддержали, пояснив, что подобное предложение неизбежно приведет к дефициту продукции и снижению инвестиционной привлекательности любого из звеньев поставки, передает "КоммерсантЪ". На прошлой неделе крупные торговые сети сами между собой договорились заморозить цены на 20 социально значимых продуктов.

Между тем, по информации издания, в ряде регионов чиновники все же пытаются регулировать цены на социально значимые продукты питания, договариваясь с ретейлерами о минимальной торговой наценке. Это вызывает недовольство производителей, которые жалуются на то, что продавцы покрывают возникающие издержки за счет поставщиков, добиваясь от них снижения стоимости продукции.

В частности, с такой жалобой обратилась в ФАС Российская гильдия пекарей и кондитеров. Ее президент РОСПиК Юрий Кацнельсон рассказал, что в структуре цены производителя хлебобулочной продукции прибыль занимает всего 3%. Соответственно, любое давление на производителя о снижении закупочной цены ставит производство на грань рентабельности.

Выбор читателей