Женщинам кризис не страшен

Женщины в России по-прежнему зарабатывают в среднем меньше мужчин и реже занимают руководящие посты, но, уж если карьера пошла в гору, добираются до самых высот немного раньше

Накануне 8 марта социологи традиционно выясняют, каково положение женщин в современной экономике. Нынешний год не стал исключением. На этой неделе появилось сразу несколько исследований на данную тему.

Компания Grant Thornton установила, что Россия занимает первое место в мире по количеству женщин на руководящих постах - 40%. Правда, эти данные отличаются от сведений, которые в начале января оглашала Международная организация труда, напоминает РБК. По расчетам МОТ, по числу женщин-начальниц Россия занимает лишь 25-е место. При этом в процентном отношении оценка давалась схожая - 39,1% управленческих постов отдано дамам. На первом месте в рейтинге МОТ оказалась Ямайка (59,3%), на втором - Колумбия (53,1%), на третьем - Сент-Люсия (52,3%).

Эксперты объясняют высокие российские показатели особенностями демографической ситуации в стране, где на 57% женщин приходится всего 43% мужчин. При этом по количеству разводов Россия тоже находится в числе лидеров, и у прекрасного пола просто не остается иного выбора, как делать карьеру, чтобы обеспечивать семью. Однако, по данным другого исследования - от кадрового портала Superjob.ru, - дамы, которые добрались до самых высоких ступеней карьеры, семейным счастьем как раз похвастаться не могут. Если мужчин-директоров, состоящих в браке, 60%, то женщин - почти в два раза меньше (34%). Детей имеют 59% руководителей-мужчин и только 43% женщин-директоров.

Зато становятся топ-менеджерами представительницы слабого пола чуть раньше. Так, например, средний возраст мужчин-соискателей должности административного директора - 45 лет, а женщин, претендующих на ту же позицию, - 40. На пост исполнительного и генерального директора претендуют дамы в возрасте 41 и 42 лет соответственно. Мужчины, претендующие на те же позиции, в среднем на три года старше женщин. Такая же разница - в творческой сфере, где работают самые молодые женщины-директора: на должность креативного директора в среднем претендуют женщины 35 лет.

Но все же большинство соискателей высших руководящих постов на сегодняшний день - мужчины, констатирует в Superjob.ru. Только на 4 из 25 должностей женщины претендуют чаще них.

Основные сферы, в которых кресла руководителей прочно занимают женщины, - кадры и бухгалтерия. Также они часто добиваются успехов в области финансов, информационных технологий, розничной торговли, рекламы и PR, СМИ, производства, транспорта, связи и политики. А вот в газовой, нефтяной и металолитейной отрасли в основном лидируют мужчины.

Если с точки зрения карьерного роста в целом можно все-таки говорить о гендерном равенстве, то в области зарплаты дела обстоят не так хорошо. Российские женщины по-прежнему зарабатывают меньше мужчин (в среднем на 30%) на тех же позициях и с аналогичным кругом обязанностей. Но отчасти в этом виноваты сами женщины. Как правило, они менее амбициозны, более самокритичны и консервативны, крепче держатся за рабочие места и чаще соглашаются на меньшую зарплату, отмечают исследователи.

Вместе с тем, если верить данным компании PayPal, в период экономических трудностей женщины более уверены в себе. На вопрос о том, что их беспокоит в 2015 г., лишь 20% из них высказали опасения, связанные со сферой финансов и материальной стабильностью, в то время как 48% опрошенных осознают, что год будет непростым, однако это не первый кризис в их жизни, и им удастся справиться с трудностями. Правда, не исключено, что значительная часть такой уверенности базируется на веру в спутников жизни. Недаром те, кто прожил со своим мужчиной более 20 лет, чувствуют себя более защищенными - 62% считают, что справятся со всеми трудностями.

Уверенность также приходит с возрастом и опытом. Женщины старше 35 лет с наибольшей решительностью смотрят в будущее, поскольку более половины из них уже сталкивались в своей жизни и с более серьезными трудностями. Доля таких же оптимисток в возрасте около 20 лет составила лишь 34%.

Рассматривая варианты антикризисных решений, женщины готовы больше работать и экономить, тогда как мужчины чаще согласны освоить новую профессию или начать собственный бизнес. Но при этом, как выяснили исследователи, ни один кризис не заставит женщин экономить на своем внешнем виде. Если в вопросе урезания расходов на деликатесы, алкоголь, развлечения и даже гаджеты представители обоих полов сошлись, то сократить траты на косметику и товары для ухода за телом согласны лишь 28% женщин против 46% мужчин.

Выбор читателей