После пересадки головы россиянин станет "получеловеком"

Мозг, пересаженный в чужое тело, никогда не будет счастливым, считает протоиерей Чаплин, а люди, "которые окажутся в таком пересаженном теле, наверное, станут лишь частично людьми"

Российский программист Владимир Спиридонов, согласившийся на первую в мире операцию по трансплантации головы, собирается принять участие в международной конференции нейрохирургов в Иллинойсе.

По словам Спиридонова, приглашение ему прислал доктор Серджио Канаверо, который будет проводить операцию, и теперь программист ищет деньги для поездки. Он пояснил, что врач для предстоящей операции консультируется с ведущими специалистами по всему миру.

Молодой мужчина страдает редким генетическим заболеванием - спинальной амиотрофией Верднига-Гофмана. Из-за этой болезни он не просто прикован к инвалидному креслу. С раннего возраста у человека с диагнозом СМА останавливается рост мышц.

Тем не менее, как отметил в интервью радиостанции "Говорит Москва" глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, "в этом случае есть нравственная проблема".

"За этим вроде бы бесспорным случаем дальше последуют следующие. Богатые люди, которые одержимы, если они не верующие, мечтой о земном бессмертии, начнут либо пользоваться телами вполне здоровых и разумных, сохраняющих способность к мышлению людей, либо начнут выращивать специальные человеческие существа для того, чтобы иметь для себя сменное тело", - предположил Чаплин.

По его словам, "когда разделение на бедных и богатых обернется разделением на пересаживаемые мозги и сменные тела, мир постепенно начнет становиться все менее человеческим".

"Я убежден, что мозг, пересаженный в чужое тело, никогда не станет счастлив. Точно так же, как и мозг, омываемый какой-то искусственной или естественной кровью, или продолжение существования в компьютерной программе. Все эти формы жизни никогда не будут счастливы, они не смогут обрести того земного бессмертия, к которому сегодня стремятся. Это будет не жизнь, это будет нечто другое", - считает протоиерей.

По его мнению, те, кто окажется "в таком пересаженном теле, наверное, станут лишь частично людьми". "А то и чем-то прямо противоположным тому человеку, которого мы сегодня знаем", - отметил Чаплин.

Тем не менее сам Спиридонов уверен, что операция - его единственный шанс зажить полноценной жизнью. Он заявил, что хочет хотя бы попытаться обрести здоровое тело. Он признался, что ему очень страшно, но при этом очень интересно.

Операция по пересадке головы будет возможна лишь "в далеком будущем", считает врач-нейрохирург центра неврологии РАМН Алексей Кащеев."Не при нашей жизни будет придумана такая операция, не мы будем оценивать ее этические и юридические последствия. Я думаю, это далекое будущее", - подчеркнул он.

При этом нейрохирург считает, что для проведения операции по пересадке головы, которая связана с "огромными рисками" и, скорее всего, приведет к летальному исходу пациента, необходимо "серьезное одобрение" со стороны нейрохирургов во всем мире. Получить подобное одобрение к 2017 г. Канаверо будет нелегко, добавил Кащеев.

Врач отметил, что в целом он "с трудом представляет", как Канаверо удастся осуществить трансплантацию головы человека, обратив внимание на то, что подобные операции на животных заканчивались их гибелью в течение двух - девяти дней.

Выбор читателей