Почему Кончаловскому не удалось победить "Макдональдс"

Легендарная глобальная сеть фастфудов рассматривается сегодня, как воплощение враждебного влияния Запада. В связи с чем любая борьба с ней может найти поддержку у российских властей

Довольно странная история с предложением двух известных деятелей российского кинематографа создать "патриотическую" сеть фастфуда, попросив при этом денег у государства, стала одним из главных событий минувшей недели. Как сообщает газета "КоммерсантЪ" режиссеры Андрей Кончаловский и Никита Михалков обратились к президенту с просьбой оказать содействие в создании национальной сети общественного питания - кафе-кулинарий под брендом "Едим дома!". Стоимость проекта оценивается в сумму порядка 1 млрд рублей.

На состоявшемся у вице-премьера Аркадия Дворковича совещании было решено, что правительство поддержит проект. Однако, бюджетных средств на его реализацию выделено не будет. Как сообщила РБК пресс-секретарь Аркадия Дворковича Алия Самигуллина, решено, что финансирование проекта может быть осуществлено по программе поддержки малого и среднего предпринимательства по схеме 30 на 70. В соответствии с этой схемой, 30% начальной стоимости проекта должен будет найти сам инвестор, а 70% (680,3 млн руб.) профинансирует банк под гарантии Агентства кредитных гарантий. На совещании у Аркадия Дворковича обсуждалось, что банком-кредитором может оказаться Сбербанк. По словам самого Кончаловского, каких-то конкретных договоренностей с потенциальными кредиторами пока нет.

Идея корифеев отечественного кинематографа вызвала бурное обсуждение в СМИ и экспертном сообществе. Главный вопрос заключается в том, зачем столь известным в своей области людям понадобилось начинать проект в совершенно иной сфере, да еще и с расчетом на деньги государства.

Ответ на него, судя по всему, достаточно прост. Рынок фастфуда менее других зависим от продолжающегося экономического кризиса, и вход на него, при наличии государственной поддержки, может оказаться вполне успешным. Эксперты и журналисты обращают внимание на то, что Бренд "Едим дома!", принадлежащий жене Андрея Кончаловского Юлии Высоцкой, составит конкуренцию "Макдональдсу", что может сыграть позитивную роль в условиях последних политических событий и импортозамещения.

Действительно, легендарная глобальная сеть фастфуда в ряде случаев рассматривается сегодня, как воплощение враждебного влияния Запада. В связи с чем любая борьба с ней может найти поддержку у российских властей. Уже сама попытка создания альтернативы "Макдональдсу", да еще и столь известными в стране людьми для государства может считаться хорошим элементом продолжающейся антизападной кампании.

Таким образом, расчет режиссеров на возможную господдержку, включая финансовую, в целом верен. В последнее время бюджетные средства расходовались на различные идеологические мероприятия достаточно активно, в связи с чем потенциальные шансы получить государственные деньги у Михалкова и Кончаловского определенно были.

Конечно, напрямую, о получении бюджетных средств никто не говорит, но именно о них наверняка мечтают авторы идеи. Не останутся они в накладе и в случае отрицательного решения по государственному финансированию. Если государство откажется от помощи проекту, вся эта история станет хорошей и совершенно бесплатной рекламой реально существующему бренду "Едим дома!".

Вполне возможно, что именно этим все и закончится. Даже в нынешней ситуации на одном квасном патриотизме далеко не уехать. И в правительстве это прекрасно понимают. Хотя бы потому, что идея, предлагаемая братьями-режиссерами выглядит достаточно сырой и не имеющей четкой бизнес-составляющей. Сам факт того, что авторы просят помощи у государства, существенно суживает рыночные перспективы самого проекта. На сегодняшний день на российском рынке фастфуда, помимо все того же "Макдональдса", существует множество больших и малых отечественных сетей, успешно отстроивших свой бизнес без государственной помощи. Обращение режиссеров за государственной поддержкой может свидетельствовать о плохом экономическом обоснованнии проекта, что существенно ухудшает его перспективы.

Слабые его места видны уже на нынешнем этапе. Так, например, сама идея фастфуда строится на возможности быстро поесть вне дома, тогда как проект предполагается назвать "Едим дома!".

Также эксперты обращают внимание и на ряд других интересных моментов. Как заявила в эфире радио "Эхо Москвы" ресторатор Елена Чекалова, "когда такие вливания огромные - миллиард рублей, - то, конечно, без конкурса, без рассмотрения десятков проектов это абсолютное распиливание бюджета. Нужна комиссия объективная, чтобы мы все видели, чем так хорош проект Михалковых и Кончаловских по сравнению с другими, что именно им это позволят делать на государственные средства".

По мнению ресторатора, в России есть "очень сильные" специалисты, которые могут реализовать проекты в сфере общепита более эффективно, чем Михалков и Кончаловский. "Но вот именно люди, которые не сделали ничего в общепите успешного, обратились к государству за субсидиями, и такими огромными", - подчеркнула Чекалова.

Посему есть основание полагать, что в ближайшее время "режиссерский" проект вряд ли будет реализован, не говоря уже о конкуренции с "Макдональдсом" и другими лидерами рынка. Впрочем, свой рекламный бонус авторам идеи получить удастся в любом случае. По крайней мере, до той поры, пока идеи квасного патриотизма будут находить место в головах россиян.

Выбор читателей