Путин не увидел в России кризиса

Президент РФ считает, что то, что происходит в экономике страны не является кризисом а представляет из себя лишь " определенные сложности". Однако с этим мнением согласны далеко не все эксперты

По мнению президента РФ Владимира Путина, никакого кризиса в российской экономике нет. "Я бы даже кризисом это не назвал. Явления есть определенные, сложности определенные", - заявил Путин во вторник, 28 апреля, на медиафоруме независимых региональных и местных СМИ.

По мнению президента, если экономика страны в какой-то момент и находилась в кризисном состоянии, то оно пришлось на конец прошлого - начало нынешнего года, когда стране довелось пережить валютный шок. "Совершенно очевидно для специалистов, что мы основной пик нагрузки прошли", - заключил глава государства. По мнению президента, "в целом, уже понятно, что никакого коллапса не будет, это уже отражается на курсе национальной валюты. Для всех очевидно, что фундаментальные основы российской экономики укрепились, и стабильность не может быть разрушена".

В какой-то степени, Путин действительно прав. Шоковые явления на валютном рынке сменились некоторой стабилизацией, и это чисто внешне вызывает иллюзию возвращения стабильности. Однако это вовсе не означает, что в экономике и жизни населения страны все будет "как раньше".

Нынешний кризис начался не вчера и носит исключительно системный характер. По сути, сейчас можно говорить даже не о каком-то новом коллапсе, постигшем страну на стыке 2014-го и 2015 г., а о продолжении перманентного кризиса, начавшегося в 2008 году. Его суть заключается в исчерпании экспортно-сырьевой модели, в рамках которой российская экономика существовала на протяжении долгих лет. Валютный коллапс начала года, на который намекает президент, сам по себе не является отдельным кризисом, а представляет собой лишь рецидив давно запущенных процессов.

Суть этих процессов в постепенном падении интереса к российской экспортной продукции, представленной преимущественно сырьем и энергоносителями. Введение в отношении России санкций подхлестнуло и ускорило этот процесс. Возможное повышение мировых цен на нефть способно его несколько замедлить, но повернуть вспять уже не в силах.

Единственным способом переломить ситуацию является оперативная замена рассыпающейся модели новой, базирующейся на деловой инициативе, высокой производительности труда и инновациях. К сожалению, такой переход в современной России выглядит практически невозможным, так как в этом случае, новые веяния вступают в конфликт с существующей системой политического и социального устройства, что не вызывает восторга у представителей правящей элиты.

Именно это подтвердил вчера в своем выступлении в Екатеринбурге перед студентами Уральского федерального университета и глава "Сбербанка" Герман Греф. "Пока, к сожалению, не могу сказать, что наша экономика сильна. Если мы в самое ближайшее время не займемся масштабнейшими структурными реформами, то я не вижу источников для экономического роста и, соответственно, процветания и конкурентоспособности нашей страны", - заявил он.

Между тем подобная ситуация и есть самый настоящий кризис, подобно раковым клеткам, проникающий в структуру экономики страны и поражающий сознание ее жителей. Кризис принимает перманентный характер, что влечет за собой погружение страны в затяжную депрессию, и массовое привыкание населения к этому состоянию. Нечто подобное переживает сегодня целый ряд латиноамериканских стран, таких как Венесуэла или Аргентина.

"Это означает постепенное, но устойчивое привыкание к кризису, - пишет в своей колонке в "РБК daily" директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. - Это привыкание выглядит полезным - если не желанным - для властей, так как открывает уникальную возможность допустить существенное снижение уровня жизни, не вызвав социально-политической ажитации".

В то же время, по мнению эксперта, с чисто экономической точки зрения привыкание к кризису даже более опасно, чем сам кризис. В результате, через несколько циклов главной задачей становится не развитие бизнеса, а сохранение достигнутого; экономика как бы "ощетинивается" и впадает в ступор. "Жизнь от кризиса к кризису становится приговором экономическому развитию", - полагает Иноземцев. Изменить ситуацию в этом случае уже не поможет никакое "осознание величия исторического прошлого страны". "Если люди привыкают жить в условиях кризиса, то все, на что они оказываются способны, - это воспроизводство проблем", - заключает Владислав Иноземцев.

К сожалению, велика вероятность того, что экономика России вступает именно на этот "аргентинский" путь. Путь, который привел некогда процветающую страну к развалу и запустению.

Выбор читателей