Подведены итоги 68-го Каннского кинофестиваля

Программа киносмотра этого года была переполнена французскими картинами - 10 из 19 фильмов конкурса произведены с французским участием. Не удивительно, что и среди победителей оказалось немало "местных" фильмов

Завершен 68-й Каннский кинофестиваль. Программа этого года была переполнена французскими картинами - 10 из 19 фильмов конкурса произведены с французским участием. Злые языки даже окрестили этот киносмотр фестивалем национальным, а не международным. Не удивительно, что и среди победителей оказалось не мало "местных" фильмов.

Накануне церемонии закрытия фестивальная публика наперебой обменивалась прогнозами. Бесспорным фаворитом многие считали венгерскую картину "Сын Саула" дебютанта Ласло Немеца. Герой этой гнетущей драмы работает в крематории Дахау, где находит выжившего после газовой камеры мальчика, в котором узнает своего сына. В условиях нацистского концентрационного лагеря он пытается уберечь полуживого ребенка от аутопсии, а затем и от сожжения, найти раввина и организовать подобающие похороны. Картину, почти полностью смонтированную из крупных планов лица главного героя, окрестили блестяще снятым «документальным фильмом из преисподней». Однако, ленте достался лишь Гран-при, а главную награду - Palme d'Or ("Золотую пальмовую ветвь") - отдали французу Жаку Одиару.

Фильм "Дипан", повествующий о буднях беженцев из Шри-Ланки в криминализированном пригороде Парижа, по мнению жюри оказался более достоин "Золотой пальмовой ветви". Эта лента мастера тоже значилась в списке фаворитов, но критики прочили ей приз за лучшую режиссуру или за мужскую роль. Такая рокировка объяснима: главный приз фестиваля как правило присуждается по политическим (читай, конъюнктурным) соображениям, тогда как вторая по значению награда всегда дается за художественные достоинства фильма.

Третий по значению приз жюри достался самой оригинальной картине конкурса "Лобстер" режиссера Йоргоса Лантимоса. Эта остроумная антиутопия об обществе, где по закону запрещено быть одиноким, не оставила равнодушным ни критиков, ни членов жюри.

Награду за лучшую режиссуру увезет с собой Хоу Сяосянь - тайваньский режиссер фильма "Убийца". Вероятно, приз достался ему за умение выстраивать красивые мизансцены в его костюмированной исторической драме о моральном выборе женщины-воительницы. Награду за лучший сценарий вручили авторам мексиканской ленты "Хроник" режиссер Мишеля Франко, герой которой профессионально ухаживает за умирающими пациентам.

Неожиданностью стало присуждение приза за лучшую женскую роль сразу двум актрисам: награду разделили Руни Мара, исполнявшая роль в фильме "Кэрол", и Эммануель Берко, сыгравшая в ленте "Мой король". Если актерский приз участнице лесбийской драмы Тодда Хейнса был вполне ожидаемым - сомневались только которой из двух актрис он достанется — то награда Беркот оказалась для всех сюрпризом. Звание лучшего исполнителя мужской роли опять-таки досталось французу Винсенту Линдону за его работу в фильме "Мера человека".

Таким образом, добрая половина наград, как и мест в конкурсной программе, отошла французам. Нынешнее Каннское жюри трудно обвинить в предвзятости: в конце концов они выбирают из того, что им предлагают отборщики. Будем надеяться, что очевидный национальный крен этого фестиваля - лишь временное явление, которое организаторам удастся преодолеть в будущем году. В противном случае им трудно будет сохранить завидное место Каннского киносмотра на вершине волны международного кинофестивального мира.

Выбор читателей