"Трансаэро" переписывает показатели в ожидании господдержки

Наступающий туристический сезон имеет все шансы стать моментом истины для российских авиакомпаний, многие из которых к началу лета пришли в далеко не в лучшей экономической форме

Наступающий туристический сезон имеет все шансы стать моментом истины для российских авиакомпаний, многие из которых к началу лета пришли в далеко не в лучшей экономической форме. Эксперты сегодня не питают особых иллюзий относительно предстоящего туристического сезона. А это значит, что проблемы авиаперевозчиков, начавшиеся еще прошлым летом, на этот раз для многих из них могут перейти в критическую фазу.

В понедельник, 25 мая, РИА "Новости" опубликовало интервью с генеральным директором авиакомпании "Трансаэро" Ольгой Плешаковой. Не секрет, что в последнее время положение дел в компании вызывает повышенный интерес у экспертов и СМИ.

В частности, много вопросов вызывает тот факт, что компания "Трансаэро" в отведенный законом срок так и не предоставила финансового отчета за первый квартал. Как сообщает "Газета.ру" со ссылкой на ряд экспертов и СМИ, затяжка с публикацией отчетности может быть вызвана ожиданием компанией значительной государственной поддержки.

В своем интервью Ольга Плешакова ни слова не сказала о том, что происходило с финансами "Трансаэро" в первом квартале. Гендиректор порассуждала о проблемах компании и причинах понесенных ею убытков. "Причины - общие для всей отрасли, - пояснила она. - Они носят внешний характер. Это изменение макроэкономической ситуации. Международные санкции привели к изменению кредитной политики российского банковского сектора. Значительное снижение курса рубля сократило клиентский спрос на международные поездки и перелеты и потребовало коррекции провозных емкостей и цен. Ограничение пролетов через воздушное пространство Украины привело к существенному росту операционных расходов. Сократились объемы закупок воздушных перевозок туроператорами-партнерами. Начали снижаться объемы внутренних грузовых авиаперевозок".

Между тем, по мнению экспертов, убытки и финансовые проблемы "Трансаэро" вытекают отнюдь не только из последствий украинских событий, а начались значительно раньше них. Причем, если верить этим данным, сама компания была не прочь и слегка "подкорректировать" собственные показатели.

Как сообщает "Росбалт", согласно отчетности "Трансаэро" по МСФО за 2014 г., чистый убыток авиакомпании за 2013 г. составил 13,34 млрд рублей. Ранее же компания сообщала о том, что по итогам 2013 г. получила 788 млн руб. прибыли.

"Другие показатели тоже заметно изменились "задним числом", - говорится в статье, размещенной на сайте агентства. - Например, выданные авансы за 2013 год сначала составляли 18,8 миллиарда рублей, а после переоценки оказались на порядок меньше - всего 965,7 миллиона рублей. Расходы на аэронавигацию и наземное обслуживание, первоначально указанные в сумме 16,1 миллиарда рублей, теперь оцениваются в 25,6 миллиарда. Расходы на техническое обслуживание почти удвоились: в предыдущей версии статистики они составляли 5,9 миллиарда рублей, а теперь - 10,1 миллиарда".

Определенные вопросы вызывает и история со стоимостью самого бренда "Трансаэро". По данным "Коммерсанта", "его стоимость увеличилась почти в 30 раз - до 61,2 млрд руб., на 20% дороже, чем, например, бренд "Аэрофлота", примерно на уровне британской Easy Jet и австралийской Qantas". По мнению издания, это позволило перевозчику избежать формирования отрицательного капитала, но вызвало сомнения даже у его собственных аудиторов из "РСМ Русь".

Данный вопрос не остался без внимания в ходе последнего интервью с Плешаковой, которой де-факто пришлось признать чрезмерную "щедрость" оценки. "У аудитора, действительно, было несколько замечаний, в том числе к методологии оценки нематериальных активов, и сейчас мы эти вопросы полностью урегулировали, - пояснила генеральный директор. - Оценка стоимости торговых знаков "Трансаэро" была проведена впервые за шесть лет также и по этой причине. По итогам 2014 года были учтены пожелания аудитора и финансовых партнеров - мы внесли изменения в отдельные статьи учетной политики. Проделали большую работу. Провели сверки с контрагентами, начислили значительные резервы, развели операции по учетным периодам. В итоге в отчетности по итогам 2014 года пришлось скорректировать сравнительные результаты предыдущих периодов".

Впрочем, самым интересным моментом вышедшего интервью является определенно не это. На четко поставленный вопрос о своем отношении к заявлениям "некоторых российских авиакомпаний о том, что государство не должно помогать отдельным перевозчикам", топ-менеджер дала вполне открытый и однозначный ответ. "Убеждена, что меры по поддержке отрасли в целом должны сочетаться с адресной поддержкой стратегически важных участников рынка", - пояснила корреспонденту РИА "Новости" Ольга Плешакова.

Стоит также заметить и то, что значительная часть интервью посвящена таким вопросам, как поставки новых самолетов, развитие авиапарка и новое внешнее оформление воздушных судов компании. За счет чего компания намерена осуществлять все это развитие в условиях ухудшающейся ситуации на рынке, долгов и неопределенности с финансовыми результатами по первому кварталу - вопрос открытый.

Возможно, ответ на него как-то связан с оптимизмом руководства "Трансаэро" и его уверенностью в том, что меры государственной поддержки отрасли в целом должны-таки сочетаться и с "адресной поддержкой стратегически важных участников рынка".

Выбор читателей