Россия спасет Китай от голода

В первом квартале нынешнего года по сравнению с таким же периодом прошлого экспорт подсолнечного масла в Китай вырос почти в тысячу раз, шоколада - в 18 раз, пива - в 3 раза, меда - в 9 раз

Россия активно осваивает китайский продовольственный рынок: поставки отдельных продуктов питания в КНР в начале этого года выросли в разы. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) за первый квартал 2015 г. , самый убедительный рост показали подсолнечное масло, шоколад, пиво и мед.

В первом квартале нынешнего года по сравнению с таким же периодом прошлого экспорт подсолнечного масла в Китай в натуральном выражении вырос почти в 1 тыс. раз, шоколада - в 18 раз, меда - в 9 раз, пива - в 3 раза.

Для российского рынка поставки пока отн​осительно небольшие: например, объем экспорта подсолнечного масла в КНР в первом квартале составил 4,6 тыс. т, а это только 0,4% от российского производства. Однако динамика роста по категориям впечатляет. Для иллюстрации: за весь 2014 г. Россия экспортировала шоколада на $4,1 млн, а только за первый квартал этого года - на $2,8 миллиона.

Выход на рынок КНР сложен для российских компаний, в частности, из-за разницы бизнес-культур РФ и Китая, отметил вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП) Георгий Петров, но "китайский рынок начинает приоткрываться для отечественных производителей".

Во время визита в Пекин весной 2014 г. российский президент Владимир Путин заявил о "развороте на Восток" и расширении торговли с Китаем, и эту тему активно поддержал российский бизнес. О своих планах экспорта в Китай публично говорили крупные российские производители продуктов питания "Мираторг", "Русагро", "Объединенные кондитеры", "Нарзан", "Мистраль".

Для этого у российского бизнеса есть все основания, сказал Петров: в Китае растет число среднего класса, и, как следствие, увеличивается спрос на более качественную и разнообразную еду - в том числе на подсолнечное масло, гречку, шоколад и бутилированную воду. "Но это товары для upper-middle класса, - отметил он. - Они актуальны, в первую очередь, для ресторанов и отелей, потому что среднестатистический китайский потребитель вряд ли будет пить воду из бутылки, например, хотя в стране есть проблемы с питьевой водой".

Раньше власти КНР позиционировали Китай как страну-производителя, но теперь растущий средний класс проявляет интерес к иностранной продукции и началась "эпоха потребления", добавил директор Китайского центра института МИРБИС Наталья Печерица. "Например, только в Гонконге в прошлом году потребление французского вина выросло в 25 раз - и это при том, что раньше китайские потребители вообще не знали этот напиток", - привела она некоторые данные. По ее наблюдениям, из российских продуктов у китайцев огромным спросом пользуется шоколад.

Читайте также

Выбор читателей