Покупатели обобрали супермаркеты

Больше всего воруют, по данным Федеральной налоговой службы, в Москве, на втором месте Красноярский край, на третьем - Свердловская область. Убытки ретейлеров от украденного достигли миллиарда

В 2014г. в России с полок супермаркетов украдено товаров на сумму более 930 млн рублей. Этот показатель, по данным статистики Федеральной налоговой службы, вырос на 68% по сравнению с 2013 г. и почти вдвое больше, чем в 2012-м.

Фото: Muammar Awad/Zuma/TASS

Больше всего воруют в Москве, где произошло 55% всех краж - на 508 млн рублей. На втором месте находится Красноярский край, на третьем - Свердловская область. Почти не крадут товары на Северном Кавказе и Дальнем Востоке - в Чечне, Дагестане, Ингушетии и Магаданской области убытки торговых предприятий "при отсутствии виновных лиц" составляют ноль.

"Действительно, краж стало значительно больше. Я отношу это к тому, что некоторая часть людей поняла, что за воровство в супермаркете в тюрьму не посадят, а охранники не имеют никаких особых прав, разве что вызвать полицию", - рассказал председатель комиссии "Опоры России" по мелкорозничной и ярмарочной торговле Владлен Максимов.

Рост хищений связан со снижением уровня жизни и девальвацией национальной валюты. Фактически, цены на товары выросли, следовательно, вырос уровень ущерба. При этом в магазинах все чаще предпринимают попытки мелких краж неимущие граждане.

"Во-первых, из-за колебаний курсов валют росли цены на товары, поэтому увеличивались суммы ущерба, - отметил партнер компании "Деловой фарватер" Сергей Варламов. - Во-вторых, на рост убытков супермаркетов от краж напрямую повлияло ухудшение качества жизни населения в стране. Материальное положение граждан ухудшилось, и они стали чаще предпринимать попытки краж в магазинах".

Как ранее рассказывала директор по внешним связям группы компаний "Дикси" Екатерина Куманина, чаще всего из магазинов крадут некрупные и дорогие товары: элитный алкоголь, колбасные и рыбные деликатесы, кофе, икру, парфюмерию и косметику. Не обходят вниманием магазинные воры и более дешевые товары прикассовой зоны - шоколад, станки для бритья и т.д.

Однако, по мнению экспертов, официальная статистика - это не все данные. "Магазины предпочитают не указывать реальный уровень краж, - пояснил управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко. - Иначе в отчетности придется показать убытки, а это автоматически повлечет за собой налоговую проверку. Реальный уровень краж: 1,7 - 2 триллиона рублей в год, или 1–- 1,5% от выручки".

Статистика учитывает только те случаи, когда супермаркеты привлекают полицию. "Чтобы списать стоимость украденного, должно быть возбуждено уголовное дело, потом следователь должен подписать постановление о прекращении дела в связи с тем, что виновное лицо не установлено, - уточнил главный юрист экспертного центра TaxAdmin.ru Артемий Николаев. - Многие просто предпочитают с этим не связываться". Чтобы ретейлеры смогли списывать убытки от хищений без участия полиции, требуется внесение поправок в Налоговый кодекс, добавил он.

Еще в 2013 г. правительство вносило в Госдуму законопроект, который разрабатывался при активном участии торговых сетей. Проект предусматривал поправки в ст. 265 и ст. 272 НК, по которым ретейлеры с зоной самообслуживания не менее 70% могут учитывать потери от краж в 0,75% от выручки в расходной части без привлечения полиции. Однако Госдума отклонила проект.

"Сейчас в цену продукта для добросовестного потребителя входит не только стоимость украденных товаров, но и налоги, которые предприниматели вынуждены выплачивать с украденного, - сообщил председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. - Это несправедливо и увеличивает цену товаров. В этой части необходимы законодательные изменения, однако они вряд ли произойдут: во властных кругах продавцы считаются спекулянтами, и дополнительных поблажек им давать не хотят".

"Правда.ру" писала о том, что больше всего в таких магазинах тратят жители Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Ростова-на-Дону: от 29 до 30% бюджета. В Москве, Новосибирске и Екатеринбурге в дискаунтерах оставляют от 5% до 21% доходов.

Основной задачей похода в магазин остается ежедневная покупка продуктов: 31% россиян в рамках последнего посещения магазина приобретали продукты именно на два - три дня. Большие закупки не стали менее популярны, но "дозакупка" между ними теперь встречается реже: к ней прибегают 22% респондентов по сравнению с 25% годом ранее. Россияне стали посещать магазины только для закупок необходимыми товарами, - с 10% до 13%. В семьях с наиболее низким доходом - до 30 тыс. руб. в месяц на семью - количество больших единовременных закупок сократилос.

По данным экспертов, в условиях рыночной экономики искусственно сдерживать цены достаточно сложно. Потому что все участники рынка по всей цепочке, начиная от производителя и заканчивая розницей, ориентируются на ценовую конъюнктуру и на баланс состояния рынка.

Читайте также

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей