Смертельные вирусы XXI века

Первые 15 лет нового тысячелетия показали, что человечество по-прежнему уязвимо. На смену чуме и тифу пришли новые, не менее опасные вирусы, многие из которых не поддаются лечению

Стремительное развитие медицины, а также шагнувшие значительно вперед стандарты гигиены, казалось бы, помогли населению земного шара забыть о страшных вирусных эпидемиях, сопровождающих человечество на протяжении всей истории. Однако первые 15 лет нового тысячелетия показали, что свято место пусто не бывает: на смену чуме и тифу пришли новые болезни, многие из которых на данный момент в разы опаснее своих легендарных предшественников.

ФОТО: Yao Qilin/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Войти в новое тысячелетие красиво не получилось: уже в 2002 году на юге Китая вспыхнул тяжелый острый респираторный синдром атипичной пневмонии, получивший название SARS или, в переводе на русский язык, ТОРС. Власти КНР не хотели создавать лишнюю шумиху, поэтому решили скрыть вспышку непонятного серьезного заболевания от мировой общественности. Как показало время, такое решение чуть не привело к катастрофе –  болезнь успела распространиться более чем по 30 странам мира. Ситуация осложнялась тем, что ТОРС вызывается неизвестным видом коронавируса, а значит, не воспринимает антибиотики, что существенно осложняет борьбу с симптомами, среди которых боль в горле, кашель, слабость, высокая температура, а также постепенный переход в тяжелую форму пневмонии. Только во время вспышки 2002 – 2003 годов число заболевших составило около 8 тыс. человек со смертностью в 10%. Серьезных мировых последствий удалось избежать, но о ТОРСе никто не забывает, ведь на сегодня надежных и безопасных вакцин от вируса по-прежнему не существует, а значит, он может вернуться.

В 2007 году в Китае же начала в огромных количествах погибать домашняя птица. После нескольких тестов опасения медиков подтвердились: мир столкнулся с мощной вспышкой заболевания, вызванного высокопатогенным штаммом вируса гриппа H5N1 и получившего название "птичий грипп". Синтез  нового для человека антигена, способного размножаться в человеческом организме, образовался за счет того, что на определенных участках территории Китая в близком контакте живут птицы, свиньи и люди. Такое подобие биореактора, где смешивались гены человеческих и птичьих вирусов, и сделало появление нового вида вируса возможным. Птичий грипп оказался чрезвычайно опасным, а почти 60% случаев заражения окончились летальным исходом. Для того, чтобы обезопасить людей от вируса, пришлось уничтожить миллионы птиц по всему миру. В отличие от ТОРСа, вакцину против птичьего гриппа удалось создать, впрочем, ее производством занимаются всего несколько фармацевтических компаний. Это значит, что при новой широкой вспышке болезни вакцины на всех может и не хватить.

Через два года после вспышки птичьего гриппа население Земли столкнулось с другой разновидностью болезни – снова гриппом, но уже свиным. Очагом заражения стала Мексика, где внезапно выросло число случаев заболевания и смертей. Из Мексики вирус перекинулся на близлежащие территории США, а затем и в десятки других стран мира. Болезнь вызвала настоящую панику, связанную с потреблением свиного мяса. Доводы ученых о том, что вирус не передается через сырое мясо, оказались не очень убедительными – некоторые страны полностью запретили ввоз мяса из очагов заражения, что вызвало серьезные волнения в фермерской среде.

Несмотря на тот факт, что у взрослого человека это заболевание проходит даже без лечения всего за несколько недель, дети, женщины и пожилые люди находятся в зоне риска: вирус очень коварен и может принимать тяжелые формы в короткие сроки, молниеносно вызывая летальный исход. За период вспышки болезни было зарегистрировано более 400 тыс. случаев заболевания и около 5 тыс. случаев летального исхода. К счастью, от свиного гриппа существуют вакцины как для свиней, так и для людей. К тому же элементарные меры профилактики, такие как санитарная обработка помещений или карантин животных, эффективны и предотвращают новые вспышки заболевания.

Ближневосточный респираторный синдром, получивший название MERS, появился относительно недавно, в 2012 году, но уже успел наделать шума. Впервые коронавирус MERS обнаружили в Саудовской Аравии, после чего он моментально распространился по странам Ближнего Востока. MERS не так заразен, как многие другие вирусы, но переносится намного тяжелее, а смертность составляет внушительные 30%. Стоит отметить, что за три года полностью побороть вирус не удалось – всего несколько недель назад очередной случай заражения человека MERS закончился летальным исходом, а в Южной Корее 258 человек до сих пор остаются в карантине из-за угрозы заражения. Особенно коварным вирус делает то, что симптомы его наличия возможно отличить от обычной ОРВИ только с помощью лабораторной диагностики.

К сожалению, на данный момент времени вакцина от MERS находится лишь в стадии разработки, поэтому при поездке в страны Азии, где угроза заражения MERS еще остается, стоит взять с собой профилактические противовирусные препараты с содержанием умифеновира, такие как "Арбидол", "Иммустат", "Арпефлю". Результаты тестовых исследований доказали, что средства с содержанием умифеновира эффективно помогают избежать заражения, а также необходимы для лечения

Список смертельных вирусов XXI века был бы неполным без, пожалуй, самой резонансной болезни последнего времени – лихорадки Эбола. Среди основных симптомов заболевания – боль в животе, слабость, головная боль, кровотечения из слизистых и сильное обезвоживание. Несмотря на тот факт, что первые вспышки наблюдались в Африке еще в 1970-х, вакцина так и не была разработана из-за редкости заболевания, а следовательно, нецелесообразности исследований. Это привело к тому, что цивилизация оказалась беззащитна перед лихорадкой Эбола новейшего образца – в считанные недели болезнь распространилась по нескольким африканским странам, а число заболевших превысило 25 тыс. человек, половина из которых скончались. К счастью, очаги заражения удалось локализовать и лихорадка не пошла гулять по миру, ограничившись Африкой, не считая редких случаев заражения врачей из Европы и Америки.

Умудренные горьким опытом, в данный момент сразу несколько стран, включая Россию, активно испытывают вакцину от лихорадки Эбола. Лучшие результаты показала вакцина ученых Техасского университета, которую испытали на обезьянах: по итогам исследований ни у одной особи не был обнаружен вирус, в то время как обезьяны, которым не дали вакцину, скончались. Остается лишь надеяться, что разработка окажется действенной и о смертельном вирусе можно будет забыть раз и навсегда.

Выбор читателей