Идею засекретить потери ВС РФ переложили на Медведева

Об этом заявила представитель президента в Верховном суде на слушании по делу о жалобе на майский указ российского лидера. Также в четверг суд признал законным засекречивание потерь Минобороны

Начальник отдела претензионной и судебно-правовой работы Минобороны Наталья Елина попросила Верховный суд отклонить жалобу на засекречивание потерь вооруженных сил во время спецопераций в мирное время. Являясь представителем главы государства в суде на слушании по делу о жалобе на президентский указ журналистов и правозащитников, она заявила, что засекретить потери военных в мирное время Владимира Путина попросил премьер Дмитрий Медведев.

На фото: Мурманск. Призывники во время проводов на Мурманском областном сборном пункте. Лев Федосеев/ТАСС

Идею отнести сведения о потерях в спецоперациях к гостайне изначально инициировала межведомственная комиссия с участием Минобороны, ФСБ и СВР, уточнила Елина.

Она попросила Верховный суд приобщить к материалам дела о жалобе журналистов и правозащитников на президентский указ соответствующее обращение Медведева на имя президента, пишет РБК. Этот документ, по словам представителя Путина, подтверждает, что глава государства действовал в рамках своих полномочий, согласно которым изменение перечня сведений, составляющих гостайну, производится указом президента по представлению правительства.

Заявителями по жалобе выступили журналист Аркадий Бабченко, корреспондент телеканала "Дождь" Тимур Олевский, спецкор "Новой газеты" Павел Каныгин, блогер Руслан Левиев, депутат заксобрания Псковской области Лев Шлосберг, а также ранее обвинявшаяся ФСБ в государственной измене многодетная мать Светлана Давыдова и другие. Их интересы представляет адвокат Иван Павлов.

Президент поручил представлять свои интересы Министерству обороны РФ. Об этом сообщил перед началом заседания судья. В свою очередь, уполномоченный ведомством глава Генштаба Валерий Герасимов представил в суд доверенность на право отстаивать свою позицию в гражданском процессе на имя юриста Натальи Елиной. Ее поддерживают представитель прокуратуры и офицеры Минобороны.

Вечером в четверг, 13 августа, Верховный суд РФ признал законным указ президента России о засекречивании личных потерь Минобороны в ходе спецопераций в мирное время. "Заявления истцов об отмене указа, которым расширен список сведений, составляющих гостайну, отклонить", - постановил судья.

В аппарате правительства прокомментировали сообщение о том, что засекретить потери военных в мирное время президента попросил премьер Дмитрий Медведев. В кабинете министров отметили, что в соответствии с законом РФ "О государственной тайне" перечень относящихся к гостайне сведений, действительно, утверждает президент по представлению правительства.

При этом там добавили, что правительство "представляет президенту проекты соответствующих решений исключительно после их одобрения межведомственной комиссией по защите гостайны", и подчеркнули, что "дополнения в указ 1203 в части перечня сведений, раскрывающего потери личного состава в мирное время, были инициированы Минобороны России".

Президент РФ Владимир Путин 28 мая 2015 года подписал указ, согласно которому потери личного состава Минобороны "в мирное время в период проведения специальных операций" стали военной тайной. Ранее это правило распространялось только на военное время.

За разглашение информации о потерях Минобороны РФ в мирное время теперь грозит уголовное преследование по статье "Госизмена".

Адвокат Павлов еще в конце мая заявлял, что решение засекретить информацию о военных потерях в мирное время связано с ситуацией на Украине. Он считает, что положения указа являются рамочными, то есть Минобороны должно будет разработать свой перечень сведений, которые подлежат засекречиванию, и "сам по себе этот перечень будет секретным". Юрист отметил, что под формулировку "сведения, раскрывающие потери личного состава в мирное время", могут попасть множество случаев, в том числе и гибель военнослужащих в казармах в результате дедовщины.

Павлов утверждает, что в статье 5 федерального закона "О гостайне" нет указаний, что потери личного состава в мирное время относятся к секретной информации. Кроме того, статья 7 данного закона запрещает засекречивать данные о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан.

Однако, комментируя майский указ президента, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что это решение властей не связано с событиями на Украине и не означает, что в ближайшее время планируется проведение каких-либо спецопераций.

"Нет, не связано с Украиной. ​Нет, не собирается", - ответил он на вопросы журналистов, объясняя соответствующее нововведение тем, что "происходит совершенствование законодательства в области государственной тайны". "По мнению соответствующих ведомств, подобный уровень секретности наилучшим образом соответствует государственным интересам", – добавил Песков.

Инициативная группа, в которую вошли журналисты и правозащитники, подала жалобу на этот документ 16 июня.

Читайте также

Выбор читателей