Авторское право может вернуться в 90-е

Эксперты и артисты выступают против отказа от действующей схемы управления авторскими правами, полагая, что в противном случае отрасль ждет сильный откат назад

В начале недели Минкомсвязи заявило, что действующая система управления авторскими правами является несовершенной, предлагая переход к прямым договорам авторов с вещателями. Эксперты отрасли и создатели контента уверены, что отказ от действующей схемы вернет регулирование в сфере интеллектуальной деятельности к хаосу 90-х, пишет "Комсомольская правда".

Наиболее полно ситуацию, которая может сложиться в результате реформы, описал гендиректор Российского авторского общества (РАО) Сергей Федотов. По его словам, страну может ждать возврат к системе, при которой действовали сотни авторских обществ, занижающих гонорары и испаряясь порой с деньгами авторов.

В подтверждение эффективности действующей системы "КП" со ссылкой на гендиректора РАО приводит цифры, согласно которым сборы авторских вознаграждений увеличились за последние десять лет в пять раз, а выплаты правообладателям – в шесть, составляя внушительные 4,3 млрд рублей. При этом Сергей Федотов отмечает, что ни государственные органы, ни члены РАО претензий к прозрачности деятельности общества не предъявляют.

"Существующие сейчас общества по коллективному управлению правами не единственные, кто может подавать заявку на получение госаккредитации. Если есть желание, экспертиза и понимание рынка у других организаций, им никто не имеет права запретить участвовать в конкурентной борьбе за госаккредитацию", - говорит гендиректор РАО.

"Законодательное регулирование деятельности таких организаций, как РАО, необходимо, но это не значит, что надо полностью отменять бездоговорное управление: ведь есть артисты, у которых нет времени заключать со всеми отдельные договоры, и их текущая система управления правами вполне устраивает", – цитирует "Комсомолка" джазового пианиста Даниила Крамера.

На защиту существующего порядка встало и Министерство культуры, не поддержав инициативу Минкомсвязи. По мнению представителей Минкульта, внедрение этой идеи негативно скажется на правообладателях, которые не смогут получать вознаграждение за свои произведения из-за невозможности самостоятельно проконтролировать их использование в России и за рубежом (на ТВ, радиостанциях, в ресторанах, кинотеатрах и так далее).

Самим же вещателям - радиостанциям и ТВ - придется заключать сотни лицензионных договоров с большим количеством организаций (сейчас заключаются договоры с двумя организациями: по авторским и смежным правам), к тому же каждая организация будет диктовать свои условия и цены. Особенно пострадают радиостанции: их репертуар будет строго ограничен произведениями, на которые имеются лицензионные договоры.

"Я считаю, что идея Минсвязи - это принципиально неверная постановка вопроса", – говорит народный артист России, композитор, дирижер, пианист, автор-продюсер международных джазовых фестивалей Анатолий Кролл.

Коллективное управление, объясняет он, подразумевает наличие организации, которая объединяет наибольшее количество правообладателей и выполняет необходимую работу по их поручению. До введения в нашей стране подобной системы авторские деньги вообще не собирались – ни кинематографистам, ни музыкантам. А если система себя оправдала, зачем ее менять, – задается вопросом народный артист.

Инициативу не поддерживает и продюсер Иосиф Пригожин. "Я не вижу смысла в этом предложении. Общества по коллективному управлению правами созданы самими авторами. Тысячи правообладателей - членов РАО, РСП и ВОИС - регулярно получают вознаграждение, которое собрать самостоятельно просто невозможно", – говорит он.

В свою очередь, управляющий партнер звукозаписывающей компании "Юнайтед мьюзик групп" Алексей Никитин напоминает, что сбор отчислений через авторские общества дает возможность платить роялти артистам.

Пока инициатива существует лишь на словах и законопроект никуда не поступал. При этом активизация "культурной" темы связана с тем, что вскоре организациям по управлению правами установят стандарты раскрытия информации, в том числе о финансово-хозяйственной деятельности. Предусматривается также регулирование ценовых параметров основных видов их деятельности. Сами союзы и их дочерние организации должны будут проходить финансовый аудит.

 

Выбор читателей