Елена Комаренко: "Искусство ХХI века должно быть наукоемким и говорить со зрителем на современном языке"

До открытия одного из спецпроектов 6-й Московской биеннале современного искусства - "Паноптикум" - осталось чуть больше недели. Во Дворце культуры МГТУ имени Баумана зрителям представят удивительные образцы современного искусства

До открытия одного из самых необычных и инновационных спецпроектов 6-й Московской биеннале современного искусства - "Паноптикум" - осталось чуть больше недели. Уже 26 сентября во Дворце культуры МГТУ имени Баумана зрителям представят удивительные образцы современного искусства: арт-объекты, ставшие результатом технических экспериментов художников-новаторов, художников-исследователей России и зарубежья.

На фото: Елена Комаренко и Максим Егоров

В основе спецпроекта "Паноптикум" - собрание необычных объектов, объединенных новаторским подходом в исполнении и являющихся непрямым ответом авторов на социальные и политические процессы, происходящие в обществе. Среди экспонатов выставки - живопись и фотографии, медиаобъекты и инсталляции, видео и скульптура.

"Паноптикум - это метафора плена и иллюзий, в которых пребывает каждый из нас. Личное жизненное пространство человека целостно и нерушимо, но это убеждение постоянно ставится под сомнение внутренними противоречиями. Давление социума лишает нас собственной уникальности и ограничивает свободу. Мы погружены в состояние невроза, искусственно поддерживаемого обществом и государством. В проекте "Паноптикум" художники обращаются к миру иллюзий и социальных, культурных надстроек, в которых человек воспитывается и живет. И на них в этом смысле возложена колоссальная ответственность. Они должны опровергнуть парадокс противостояния тотально управляемому миру, не опасаясь вступить в конфликт с обществом, и не уходя в субъективную реальность, - комментирует один из организаторов и кураторов проекта Елена Комаренко. - Говоря на своем собственном художественном языке, участники проекта используют все возможные инструменты технического и научного прогресса, которые создают нужный эффект воздействия. Именно таким, на мой взгляд, должно быть искусство XXI века: наукоемким, ответственным, осмысленным, заставляющим задуматься, но разговаривающим со зрителем на современном языке".

Как весьма точно на эту тему высказался известный коллекционер и меценат, член Совета попечителей Государственной Третьяковской галереи Виктор Бондаренко, "мы не можем развиваться, смотреть в будущее в рамках только лишь классических схем, нарративного мышления, имея в голове образы из школьной программы, созданные Саврасовым или Шишкиным".

"Всему свое время. Старое должно уступить дорогу новому, ведь только на основе нового можно строить будущее, сохраняя благодарную память прошлому. Современные художники помогают развивать воображение. А воображение - это взгляд в будущее, будущее всей страны. Когда меня спрашивают, как иконы и работы современных художников уживаются в моей коллекции, я отвечаю: икону я люблю как бабушку, которая отдала мне и миру все, что могла. А современное искусство я люблю как моих маленьких дочерей, через которых я простираю свои "ветви" в будущее. Сегодня мы противостоим мракобесию, тянущему нас в прошлое, на дно. И помогает нам в этом современное искусство, олицетворяющее свободу и развитие", - добавил Бондаренко.

Инициатор и один из организаторов "Паноптикума", меценат и коллекционер Максим Егоров, в свою очередь, подчеркнул: "Наука и искусство - сферы наиболее близкие и, несомненно, взаимно подпитывающие. И наука, и современное искусство устремлены в будущее, через познание настоящего, желание понять и проанализировать, а порой и отрефлексировать, происходящее. Попытка увидеть необычное -  законы, взаимосвязи и нюансы, зачастую недоступные взгляду обычного человека, - в этом и есть объединяющая черта науки и искусства. И как творческий человек нуждается в знании и понимании законов и возможностей самовыражения и творчества (ведь не секрет, что многие современные художники стараются применять самые передовые технологии в создании своих произведений), так и ученые нуждаются в широком, творческом мышлении, позволяющим им увидеть и подметить невероятные и невидимые детали, которые и становятся точками роста и развития современной научной мысли".

В "Паноптикуме" представят свои работы Дмитрий Каварга, Сергей Катран, Екатерина Сисфонтес (Швеция), Марина Рагозина, Владимир Потапов, Денис Патракеев, Алена Шаповалова, Игорь Баскин, Дмитрий Жуков, Aljoscha (Германия).
Выставка продлится до 25 октября.

Выбор читателей