Время Арктики пришло

Интерес к региону растет не только со стороны стран, граничащих с Северным Ледовитым океаном. Это объясняется многими факторами, в частности - наличием в Арктике основных запасов углеводородов и пресной воды

В последние годы растет внимание к Арктике, причем не только со стороны стран, граничащих с Северным Ледовитым океаном. Этот интерес объясняется многими факторам, в частности – тем, что в Арктике находится основные запасы углеводородов и пресной воды.

На фото: белые медведи в Арктике. Артем Геодакян/ТАСС

Геологические службы США и Дании оценивают запасы "большой" Арктики в 83 млрд т нефти, или 13% от всех неразведанных мировых запасов, и 1550 трлн куб. м газа. Большая часть нефти залегает вблизи побережья Аляски, а основные газоносные поля располагаются у берегов России. По оценке российского Минэнерго, суммарные извлекаемые ресурсы российской Арктики составляют 13 млрд т нефти и 87 трлн куб. м газа.

Проблемы освоения Арктики обсуждали на круглом столе "Будущее российской Арктики: вопросы стратегического управления и планирования", состоявшегося в рамках XIV Форума "Стратегическое планирование в регионах и городах России" в Санкт-Петербурге.

Стратегия освоения Арктики на сегодня прописана в госпрограмме "Социально-экономическое развитие арктической зоны России на период до 2020 года". Госпрограмма была утверждена в апреле 2014 г., но уже сейчас, по мнению главы Норильска Олега Курилова, должна быть скорректирована.

Об отсутствии скоординированного стратегического планирования при освоении Арктики говорили многие участники круглого стола. Представитель Якутии привел такие факты: в РФ не выпускаются самолеты, пригодные для эксплуатации в Арктике, через пять лет летать будет не на чем. А стоимость электроэнергии с дизельных электростанций, обслуживающих отдаленные якутские поселки, составляет до 200 руб. за киловатт.

Директор Института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета Евгения Бухарова одной из проблем назвала невозможность регионов осуществлять стратегическое развитие своих особых территорий в условиях строго вертикальной системы бюджетного финансирования. И государства, и компании, осваивающие природные ресурсы в Арктики, не предусматривают развитие территорий, ущерб от добычи никак не восполняется, на территориях средств практически не остается, говорит Бухарова.

Александр Ольшевский, руководитель Федерального государственного казенного учреждения "Администрация Северного морского пути", напомнил о недопустимости легкомысленного отношения к проблемам арктического судоходства. Сейчас, рассказал он, обсуждаются планы круглогодичной эксплуатации Северного морского пути (СМП), чуть ли не строительства контейнерных терминалов в Мурманске и Петропавлоске-Камчатском. Не рано ли?

Когда в июле 2014 г. по СМП проводили танкер с нефтью силами двух ледоколов в сторону Чукотки, то до Восточно-Сибирского моря караван шел со скоростью 10 узлов (1 морской узел – 1,85 км/ч), а в Восточно-Сибирском море скорость упала до 1,5 узлов. Девять дней потребовалось, чтобы преодолеть 300 миль.

"Пока опыта круглогодичного плавания по СМП у нас нет, и мы не знаем, во что это может обойтись. Прежде чем развивать хабы, надо выполнить комплекс исследовательских работ, чтобы понять, рентабельны ли такие перевозки", – предостерег Ольшевский.

Олег Курилов считает абсолютно необходимым включить в программу освоения Арктики отдельную подпрограмму по мониторингу вечной мерзлоты и методам сохранения устойчивости грунта под зданиями и сооружениями. Нужны исследования и выкладка их результатов в открытом доступе, чтобы любой инвестор мог спланировать, можно ли, например, в этом месте строить горно-перерабатывающий завод или нет, как через 50 лет будет себя вести вечная мерзлота, если стоит, то во что это обойдется, говорит глава Норильска. В прошлом году случился провал грунта на десятки метров в безлюдной ямальской тундре, а если такой провал случится под жилыми домами?

Отдельный разговор на круглом столе шел о сочетании вахтового метода освоения Севера с развитием поселков с постоянным проживанием. Олег Курилов считает необходимым максимально опираться на 80-летний опыт Норильска. Город, говорит Курилов, надо использовать как базовую площадку для проживания геологов и работников, осваивающих более северные и отдаленные территории. Здесь, убежден мэр, могут базироваться спасательные отряды, без которых освоение Арктики невозможно.

Качество жизни в Норильске – системы образования, здравоохранения и досуга – находится на таком уровне, что некоторые уехавшие на материк пенсионеры возвращаются обратно. "Если пенсионер не олигарх, среднее качество услуги в Норильске выше, чем во многих городах России", – пояснил Курилов.

За кем останется Арктика, кто максимально сумеет освоить регион, тот получит колоссальные преимущества в экономико-политическом соревновании на мировой арене. Арктика – это не только нефть и газ, это все редкоземельные металлы, золото, никель, платина, медь. Только на Таймыре, где расположен Норильск, находится крупнейшее в России месторождение коксующихся углей – до 75 млрд т, миллионы тонн апатита и графита, сотни тысяч тонн свинца и цинка, половина мирового запаса технических алмазов.

Пока все это богатство недоступно вследствие неразвитости арктической инфраструктуры, отдельные проекты здесь мало помогут – нужно комплексное планирование – от стратегии развития страны в целом до стратегии согласования интересов федерального правительства, регионов и муниципалитетов, убежден Олег Курилов.

Автор – координатор Центра изучения региональных проблем.

Выбор читателей