"Закон садистов": бить или не бить

Госдума приняла в первом чтении законопроект, разрешающий применение физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия против заключенных в колониях. Замечания правозащитников депутаты не учли

Государственная дума РФ приняла в первом чтении законопроект, разрешающий применение физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия против заключенных в колониях. За вступление закона в силу проголосовали 240 депутатов, против высказались 59 человек.

Фото: Евгений Курсков/ТАСС

Правительство внесло законопроект еще в мае 2015 года. Он сразу же вызвал широкий резонанс в обществе и возмущение правозащитников - многие успели его окрестить "законом садистов". В мае 2015 г. около здания Госдумы проходили протестные пикеты.

Согласно закону, в случае нарушений тюремного распорядка сотрудники ФСИН могут бить отбывающих наказание за нарушение режима. Им также разрешается использовать дубинки, газовое оружие, наручники, электрошокеры, водометы, светошоковые устройства, бронемашины и служебных собак. Силу можно применять при исполнении обязанностей по конвоированию и в том случае, если заключенный оказывает противодействие законным требованиям правоохранителей.

В закон предлагается вписать пункты о недопущении ударов дубинкой по голове, половым органам, животу, ключичной области, шее, в проекции сердца, а также исключить использование водомета при температуре воздуха ниже нуля градусов. Спецсредства нельзя будет применять к женщинам с видимыми признаками беременности, к арестантам с явными "симптомами" инвалидности и несовершеннолетним. Исключения будут составлять случаи оказания заключенными сопротивления, которые угрожают жизни сотрудников ФСИН.

Ко второму чтению документ будет доработан с учетом всех претензий правозащитников. Председатель межрегиональной общественной организации "Комитет по предотвращению пыток", член Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Каляпин в интервью "Утру" подчеркнул, что важно четко разграничить нормы допустимого применения силы и спецсредств.

"Дело в том, что все нормы были списаны с закона о полиции, - отметил Каляпин в разговоре с корреспондентом "Утра". - Списаны совершенно без учета того, что понятие правонарушений совершенно разное для осужденных и для людей, которые находятся на свободе. В местах лишения свободы правонарушением являются, например, не застегнутая пуговица, курение в неположенном месте. Или то, что отбывающий наказание не поздоровался с представителем администрации и с работником колонии. Совершенно понятно, что это не те правонарушения, пресекать которые нужно с применением электрошока или резиновой палки. Когда это обсуждалось на площадке президентского совета летом, там присутствовали и представители ФСИН. Они были согласны с нашими замечаниями. Также был и депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн, который заверил, что все наши замечания будут учтены. Но сейчас мы видим, что они учтены далеко не все, а большинство - не учтено. Хотя Хинштейн обещает, что во втором чтении поправки будут внесены".

Правозащитники сходятся во мнении, что силу и спецсредства имеет смысл применять только в тех случаях, когда осужденный оказывает злостное неповиновение с оказанием физического сопротивления. По их мнению, бить человека за незастегнутую пуговицу дубинкой или применять к нему электрошокер за курение в неположенном месте - это антигуманно.

"Можно поместить заключенного в штрафной изолятор, но не бить, - отметил Каляпин. - Это, на мой взгляд, совершенно очевидные вещи, и с нашими поправками вроде как все согласились. Сейчас это тем не менее принято в первом чтении Госдумой. На мой взгляд, это просто абсурд. Законодатель таким образом толкает провоцирует сотрудников ФСИН на необоснованное применение силы и спецсредств".

Член ОНК по Москве - автор книги "Сон и явь женской тюрьмы", правозащитница Людмила Альперн - резко раскритиковала законопроект. По ее мнению, депутаты сами до конца не понимают, какую ошибку они совершают.

"Это может привести к серьезному ухудшению положению заключенных и осужденных, к нарушению их прав. А так как у нас в местах лишения свободы оказываются совершенно разные люди, и в последнее время - из самых высоких эшелонов власти, то я, вообще-то, не стала бы на их месте такой закон принимать. Все правозащитники уже высказались с критикой. Это очень большая ошибка. Я категорически против", - заявила Альперн в беседе с корреспондентом "Утра".

Зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн пообещал со своей стороны, что "ни одно замечание, ни одно предложение правозащитников не будет оставлено без внимания". Он сказал, что спорные моменты законопроекта его так же тревожат, как и правозащитное сообщество.

Заместитель министра юстиции РФ Юрий Любимов тоже поддержал мнение о том, что в ходе обсуждения законопроекта был высказан целый ряд серьезных замечаний, подавляющее большинство из которых будет учтено при доработке ко второму чтению.

Выбор читателей