Защита Карауловой не считает ее признания доказательством вины

Следствие добилось признательных показаний от 19-летней москвички, которая была уличена в контактах с радикальными мусульманами из ИГИЛ. Адвокаты обвиняемой заявляют, что на нее было оказано давление

Мосгорсуд отказался отпустить из-под ареста студентку МГУ Варвару Караулову, которая обвиняется в попытке присоединения к деятельности запрещенной в России террористической группировки "Исламское государство*". Свою вину в ходе допроса 19-летняя девушка признала.

Студентка МГУ Варвара Караулова, подозреваемая в участии в террористической организации "Исламское государство". Фото ТАСС

Напомним, уголовное дело против Александры Ивановой (Караулова сменила имя и фамилию – Прим. "Утро") было возбуждено 23 октября, срок предварительного расследования установлен до 23 декабря. В настоящее время обвиняемая находится под стражей в СИЗО Лефортово. По статье 205.5 УК РФ "Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации" наказание в отношении Карауловой предусматривает до 15 лет лишения свободы.

Ранее адвокаты девушки обжаловали ее арест до 23 декабря и просили отпустить ее под домашний арест или под залог. Однако суд отказался удовлетворить апелляционную жалобу защиты.

Варвара Караулова пропала 27 мая. Втайне от родителей студентка второго курса философского факультета МГУ уехала в Стамбул, откуда планировала попасть в Сирию и вступить в ряды ИГИЛ. В начале июня она была задержана на турецко-сирийской границе вместе с 13 другими россиянами, которые предположительно планировали присоединиться к ИГ. Караулова была возвращена в Россию 11 июня.

Однако в конце октября студентка была задержана уже в Москве. Все это время российские службы следили за ней и выяснили, что Караулова продолжает контакты с террористической группировкой. Ее родители объясняют действия своей дочери патологической влюбленностью в предполагаемого вербовщика.

"Вся ее беда в том, что она попала в зависимость от своего виртуального возлюбленного, от которой не в состоянии самостоятельно избавиться. По моему мнению, она не вполне сейчас отдает отчет в своих действиях и не очень адекватна», - приводит "Интерфакс" слова матери обвиняемой, Киры Карауловой. Отец Варвары также утверждает, что его дочь "ослеплена своей первой любовью" к своему интернет–вербовщику и неадекватно воспринимает ситуацию. Павел Караулов также отметил, что после возвращения из Турции она стала добровольно сотрудничать с ФСБ и получила компьютер, оснащенный специальными средствами. 

Адвокат обвиняемой Сергей Бадамшин намерен обратиться в президиум Мосгорсуда, а затем — в Верховный суд РФ. Он считает это уголовное дело несправедливым и очень жестоким; Бадамшин опасается, что состояние Карауловой "изменится не в лучшую сторону". Юрист также отметил, что Караулова разговаривала со следователем без адвокатов, с которыми заключила соглашение, поскольку Бадамшина и его коллегу Гаджи Алиева следователь долгое время не пускал в СИЗО "Лефортово", не позволяя им знакомиться с материалами дела.

"Мы сейчас находимся на самой ранней стадии предварительного расследования и говорить об установлении вины Варвары еще очень рано, - подчеркнул Бадамшин в разговоре с корреспондентом "Утра". - Вопрос признания и вопрос вины – они в разных плоскостях. Если дело дойдет до суда, то, конечно же, суд должен учитывать все характеризующие материалы о личности обвиняемой. Поэтому те обстоятельства, которые известны – трагическая любовь, например, - думаю, они будут учтены. Должен учитываться ее психологический портрет и эмоциональное состояние. Защита рассчитывает на всестороннее и адекватное проведение предварительного расследования".

Во время следствия Караулова меняла адвокатов – ранее ее интересы представлял Александр Карабанов. По мнению юриста, "девочку в СИЗО просто сломали". Об этом Карабанов написал на своей странице в Facebook.

По заявлениям следователя, Караулова снова готовила попытку проникнуть на территорию ИГ* и прорабатывала соответствующие возможности. Для этого обвиняемая планировала изготовить фальшивый паспорт, и именно поэтому решила сменить имя с фамилией, а вовсе не для того, чтобы избежать повышенного внимания. Во всем этом Иванова (Караулова) призналась в ходе допроса, утверждает сторона обвинения.

Член московской коллегии адвокатов Евгений Черноусов в интервью "Утру" выразил мнение, что процесс по делу Карауловой будет показательным. При этом в случае сотрудничества со следствием у студентки МГУ есть возможность скостить себе срок, считает юрист.

"Сама статья предусматривает довольно тяжкое наказание - лишение свободы до 10 лет, а то и больше, - отметил Черноусов в беседе с "Утром". – Срок Варвара, конечно, получит. Он будет зависеть от того, как дальше пойдет расследование, не изменит ли Караулова показания в суде. Если изменит – то, безусловно, получит еще больше. В любом случае, реального лишения свободы не избежать, а поскольку это первое такое дело в России, то оно будет показательным. Приговор станет своего рода назидательным для тех, кто вынашивает подобные планы – уехать и бороться в составе ИГИЛ. Здесь всё учитывается, и дело это скорее политическое, чем просто уголовное. И другого наказания, кроме как лишения свободы в пределах 10, ну может 5-7 лет (но не меньше!) не будет".

"Караулова может реально помочь следствию, - добавил Черноусов. - Она знает, как финансируется организация, знает счета ИГИЛ. Конечно, это будет учитываться, поскольку опять же будет показательным для других – вот, рассказала, и получила менее тяжкое наказание!".

Известный психиатр-криминалист Михаил Виноградов в интервью "Утру" грустно заметил, что завербована Караулова очень сильно. По этой причине никакая экспертиза обвиняемой избежать сурового наказания не поможет, уверен специалист.

"Ее нельзя признать невменяемой, она полностью отдавала отчет своим действиям, - подчеркнул Виноградов в беседе с "Утром". - Мы имеем огромное количество завербованных людей, и это не является показателем вменяемости или невменяемости. Но страшно другое: завербована Караулова навсегда, и назад для нее дороги нет. Беда в том, что она все равно поддерживает связи с террористами, только не со своего телефона. В колонии тоже будет у кого-то просить телефон. Ведь она нужна вербовщикам не как смертница, а как человек, который владеет несколькими иностранными языками, и может общаться с завербованными людьми на их родном языке".

По мнению психиатра, суд вынесет в отношении Карауловой максимально объективное решение.

"Наказание может светить в пределах статьи УК, речь идет о 10 годах лишения свободы. Помочь ей абсолютно нечем, - констатировал Виноградов. – Вербовка была проведена очень аккуратно, родители этого не заметили. На какие-то детали не обратили внимание - в частности, когда она перестала носить крестик. В университете, где она появлялась в мусульманской одежде, тоже не обратили внимания, и родителям не сказали. К сожалению, никаким наказанием таких, как она, уже не остановить. 5, 10 или 20 лет - это не имеет значения для тех, кто идет в ряды террористов".

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей