Китайцев признали самыми лукавыми

Экономист из Великобритании оценил уровень честности представителей разных стран. Меньше всего к обману склонны жители Европы, особенно англичане, а самыми хитрыми оказались граждане КНР и Турции

Британский экономист Дэвид Хью-Джонс из Университета Восточной Англии провел экспериментальное онлайн-исследование у представителей 15 стран мира на честность и склонность к обману. Ученый выяснил, что больше всего прибегают к обману и нечестному поведению, когда это может принести финансовую выгоду, китайцы и индийцы.

Фото: Wu Kaixiang/ Global Look

Об этом сообщает ресурс N+1.

В отдельном эксперименте по числу обманов лидировали турки. Противоречивые данные получены по японцам, которые в первом из экспериментов обманывали почти так же часто, как и китайцы, но в другом лидеровали по честности. Самыми же честными оказались жители Великобритании, пишет "Интерфакс".

Хью-Джонс провел большой онлайн-опрос, включавший два эксперимента. В исследовании приняли участие более 1500 добровольцев из 15 стран, с разным уровнем экономического развития: Бразилия, США, Аргентина, Китай, Индия, Япония, Греция, Россия, Швейцария, Турция, Дания, Великобритания, Португалия, Южная Африка и Южная Корея.

В первом эксперименте испытуемые подбрасывали монетку. Если она падала "решкой", то респондентам выплачивали $5, а если "орлом", то всего три. При этом сам экспериментатор не видел результатов подбрасываний и полагался лишь на ответы испытуемых онлайн. Количество проб было достаточно велико, чтобы считать, что пропорция выпадений обоих вариантов близка к 50 на 50. Если пропорция сдвигалась в сторону выпадения "решки" больше чем на 50%, то экспериментатор считал, что испытуемый ведет себя нечестно. Соответственно, чем больше был сдвиг в "прибыльную" сторону, тем более тот или иной испытуемый был склонен обмануть и нажиться в ходе эксперимента. По окончании всех экспериментальных проб подсчитывались средние значения по подвыборкам респондентов из разных стран.

Второй эксперимент оказался более изощренным. Это была маленькая викторина, посвященная музыке. Она содержала шесть вопросов, например, "Какое настоящее имя у Леди Гага?" или "В каком году родился Клод Дебюсси?". Если респондент правильно отвечал на все шесть вопросов, ему полагалось крупное денежное вознаграждение. Однако, при этом испытуемые не должны гуглить в интернете в поисках правильных ответов. Под каждым из вопросов в онлайн-анкете был специальный пункт, где участник исследования должен был поставить "галочку", подтверждая, что он ответил на вопрос сам, не используя какие-либо сетевые ресурсы. Между тем, три из шести вопросов содержали очень малоизвестную информацию, и ответить на которые не обращаясь к помощи поисковиков было практически невозможно. Ответ хотя бы на один такой вопрос считался ложью, на все три - явным обманом.

В ходе данного эксперимента выяснилось, что с подбрасыванием монетки наиболее честными себя показали англичане - всего 3,6% респондентов пытались обмануть экспериментатора, тогда как среди китайцев таковых было 70%. За ними шли японцы, корейцы и индийцы. К удивлению исследователей, греки, которых стереотипно воспринимают представители других наций как хитрецов и обманщиков, в результате оказались среди лидеров по честности.

Во втором эксперименте первенство по количеству обманов завоевали турки, за ними вновь шли китайцы, индийцы и португальцы. Японцы в этом эксперименте проявили себя наиболее честными людьми. И здесь британцы, как сообщается, показали высокую планку честности.

Россия заняла промежуточное положение и в том, и в другом тесте.

По мнению Хью-Джонса, расхождение данных по Южной Корее и Японии в двух экспериментах произошло из-за склонности азиатов к азартным играм, на которые весьма похоже подбрасывание монетки. Однако очевидно, что в дальнейших исследованиях на заданную тему необходимо использовать более разнообразные и сложные модели экспериментов.

Также исследование показало два других важных результата. Во-первых, то, что люди из одних стран не могут предсказать честность представителей других наций. Распространенные же стереотипы (например, о греках) оказываются ложными. Выяснилось, что в большинстве случаев представители какой-либо страны склонны занижать честность своих сограждан и завышать у жителей других государств. При этом наиболее пессимистичными в этом плане оказались греки и китайцы. Во-вторых, уровень бесчестности и склонности к обману коррелировал с бедностью населения, однако не имел взаимосвязей с темпами текущего экономического развития.

Целью подобных опытов стала проверка популярной с 1950 годов теории о том, что типичная честность человека в той или иной стране в среднем соответствует тому, насколько высок в ней уровень доходов на душу населения и насколько быстро растет ВВП. В соответствии с ней жители развитых стран будут более честными, а жители самых бедных государств – наиболее склонными к обману.

Читайте также

Выбор читателей