Казахстанским НПО предложили жить прозрачно

Неправительственные организации в новом году начнут жить по новым правилам. Отныне некоммерческий сектор будет работать через единого "оператора" и представлять отчеты о своей деятельности в установленный законом срок

Неправительственные организации Казахстана в новом году начнут жить по новым правилам. Парламентом приняты поправки к закону об НПО. Отныне некоммерческий сектор будет работать через единого "оператора" и представлять отчеты о своей деятельности в установленный законом срок. Эксперты считают, что новый закон об  НПО станет более либеральным, чем в России, так как он не предусматривает уголовной ответственности НПО, не относит иностранное финансирование НПО к "политическому лоббизму", не исключает и не вытесняет за рамки правового поля иностранных доноров.

Фото:  Hendrik Schmidt/ Global Look

Первые НПО в Казахстане появились пару десятков лет назад, как, в принципе, на всем постсоветском пространстве. Начало их активной деятельности пришлось на период становления молодого государства. Сегодня их в Казахстане около 27 тысяч - больше только в соседней Киргизии. Власти Казахстана решили внести поправки в закон, которые сделали бы работу НПО более прозрачной, поскольку, как оказалось, не все они действуют легально.

В Астане не стали "изобретать велосипед", а проанализировали аналогичные законы в ряде стран: России, США, Канаде, Англии, Франции и др. Опираясь на их многолетний опыт, как отметил на брифинге для дипломатического корпуса Казахстана вице-министр культуры и спорта Марат Азильханов разработчики законопроекта постарались найти баланс между интересами национальной безопасности и приоритетами демократического развития страны. "Правительство, выступая гарантом стабильности и развития в стране, имеет полное право регулировать нишу неправительственного сектора, но с обязательным сохранением свободы его деятельности и источников финансирования", - говорит Азильханов.

После принятия закона НПО будут иметь свободный доступ как к государственным, так и международным (ООН, ОБСЕ, USAID, ЕС и т.д.), а также частным формам финансирования. Они свободно смогут формулировать свои социальные проекты при подаче заявок на получение государственных грантов, чего не было в истории независимого Казахстана, то есть НПО сами будут предлагать государству социальные направления развития страны.

Правительство со своей стороны обязуется выделять дополнительные средства на деятельность НПО, либерализует режим их получения - через гранты, а не только по конкурсу, выделяет премии на институциональное развитие.

Для удобства работы создается единый "оператор" - неправительственная структура, в работе и принятии решений которой будут участвовать не только органы власти, но и сами представители гражданского сектора Казахстана. Через "оператора" НПО будут решать, кто и когда получит тот или иной грант. Более того,"оператор", по практике западных государств, в том числе США, будет вправе привлекать как международное финансирование, так и со стороны бизнеса ("fundraising").

От НПО требуется лишь ведение отчетности о своей деятельности в республиканских официальных периодических СМИ для обеспечения системы информирования основного бенефициара НПО - общественности. "Требование ежегодной отчетности о деятельности НПО обоснованно и конституционно, так как будет способствовать созданию атмосферы транспарентности и доверия как народа Казахстана, так и правительства к деятельности гражданского сектора. Более того, это создаст условия для ликвидации всех подозрений со стороны правоохранительных органов в отношении законности или незаконности деятельности отдельных НПО, исключит случаи отмывания денег, криминального их использования и т.д.", - убежден министр Марат Азильханов.

Однако, несмотря на такие пояснения, представители ряда НПО выразили опасении в том, что через "оператора" будут созданы правовые условия для создания контролируемой государством системы финансирования НПО - через министерство культуры и спорта. "При этом НПО могут в любой момент потерять возможность напрямую искать и получать финансирование, в том числе в форме грантов. Это, в свою очередь, может привести к тому, что все доноры, предоставляющие гранты в Казахстане, смогут финансировать НПО только через посредника в виде министерства", - утверждает эксперт общественного фонда "Международная правовая инициатива*" (Казахстан) Амангельды Шорманбаев.

Президент Гражданского Альянса Казахстана Нурлан Еримбетов считает, что причина опасений представителей НПО заключается в том, что НПО не хотят прозрачности в своей работе. По его мнению, НПО не хотят показывать, какие гранты и на какие конкретные цели они получают.

Мотивы властей в целом понятны. Однако не только власть, но и многие представители гражданского сектора не хотят, чтобы НПО - пусть даже некоторые - могги стать рычагом продвижения в Казахстане национальных интересов других государств. Во избежание этого Нурлан Еримбетов даже предлагает полностью запретить иностранное финансирование казахстанских НПО. Однако правительство убеждено, что ограничивать деятельность НПО нельзя. Нужно, как заметил Марат Азильханов, "обеспечить базовые принципы транспарентности юридических лиц Казахстана перед правительством РК". И перед обществом, добавим мы.

В случае отказа НПО предоставлять данные предусмотрено административное наказание в виде штрафа. Как говорят чиновники, без ответственности не работает ни одна норма. Аналогичная норма ответственности соответствует принципам демократии и издавна существует в США, Великобритании, Германии, Франции, Канаде и других странах.

Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод, анализируя поправки законопроекта, отметил его плюсы и минусы. Он считает, что создание одного грантового "оператора" может привести к монополизации пространства.

"Конечно, в каждом конкретном случае надо рассматривать положения его деятельности, критерий отбора, механизм работы оператора. При всем том, что в России, хотя и критикуют законодательство НПО и нередко справедливо, существует несколько операторов для распределения на конкурсной основе бюджетных средств, по направлениям - в частности, социальные проекты, исследовательские, правозащитные, связанные с молодежной тематикой, что позволяет подавать организации несколько заявок в разное время, по разным тематикам. Один оператор - это всегда сложно. Он может диктовать свои условия. Монополизация пространства всегда чревата возможными злоупотреблениями", - считает Брод.

К минусам Александр Брод отнес также и предусмотренную административную ответственность за отказ предоставлять информацию для базы данных. "Предусмотрена не только административная ответственность в виде штрафа, но даже и временное отстранение от деятельности. Мне кажется, это чрезмерно жесткие санкции. Потому что НПО могут по разным причинам не предоставить вовремя информацию. Такое может произойти и из-за маленького штата организации, или из-за проблем с почтой, или из-за отпусков, или, допустим, из-за выездного мероприятия и т.д. Словом, санкции предусмотрены слишком, на мой взгляд, жесткие", - сказал российский правозащитник. При этом он согласился с тем, что в других странах за уклонение от предоставления данных предусмотрена уголовная ответственность, но не назвал это достойным примером для подражания.

К положительным сторонам казахстанского новшества Александр Брод отнес отсутствие ограничений для зарубежного финансирования НПО, в том числе и для USAID. "В то время как в России эта организации вообще была выдавлена за пределы страны. Или, например, в Азербайджане требуется дополнительная жесткая регистрация иностранных фондов. Я не увидел в казахстанском законе определения политической деятельности и такого понятия как"иностранные агенты". К слову, в России правозащитники во многом из-за этого критикуют закон об НПО и неоднократно высказывали на заседаниях совета по правам человека президенту Владимиру Путину претензии к оскорбительному характеру этого понятия и требовали пересмотреть его. И мне самому это определение не нравится. И хорошо, что в казахстанском варианте его нет", - сказал Брод.

"Резюмируя, можно сказать, что налицо попытка, не дискриминации, а регламентации деятельности неправительственных организации, а также поддержки их со стороны бюджета Казахстана. Да, существуют риски для злоупотреблений, но при этом отсутствуют слишком жесткие механизмы ограничения деятельности, нет обидных ярлыков "иностранного агента", нет поводов для глубокой серьезной проверки,  вплоть до закрытия организации, что существует в РФ. В Казахстане закон более мягкий, но не лишен своих недостатков", - заявил Александр Брод.

По мнению доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института Востоковедения РАН Шохрата Кадырова, "принимаемые поправки к  закону об НПО выглядят как важный политический шаг в направлении управляемой демократизации казахстанского общества". "Причем очевидно, что делается не ради красного словца, а именно в условиях нарастающего экономического кризиса со всеми вытекающими возможными негативными последствиями для власть имущих. Это нестандартное и я бы сказал смелое решение президента Казахстана, идущего на опережение возможных катаклизмов в обществе, ищущего и находящего выигрышные моменты, когда другие, напротив, закручивают гайки, демонстрируя слабость управленческой вертикали и обрекая ее на поражение в условиях сознательного отказа от формирования контрэлит", - считает Кадыров.

* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей