Шкура неубитого "Платона"

Бурная дискуссия ведется вокруг введения самого факта платы за проезд большегрузов по федеральным трассам и ее размера. Вопрос - на что потратят эти средства - остается в тени. Они пойдут в дорожный фонд, уверяют чиновники

Как заявил глава ведомства Роман Старовойт, часть средств, собранных с помощью системы "Платон", будет направлена на субсидирование региональных государственно-частных проектов, отбор которых уже проводится Федеральным дорожным агентством (Росавтодором). В качестве примера он привел, в частности, мостовой переход в Пермском крае, через реку Чусовая, объекты в республике Татарстан, Карелии, Оренбургской области. Но вначале придется расплатиться с частным концессионером – разработчиком и эксплуатантом системы – компанией "РТ-Инвест транспортные системы", половина в которой принадлежит сыну бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорю.

Участники митинга за отмену ввода системы "Платон" в Иваново. Фото: Владимир Смирнов/ ТАСС

Государственная система "Платон", обеспечивающая взимание платы с большегрузов массой выше 12 тонн за ущерб, наносимый грузовиками федеральным дорогам, действует с 15 ноября. По последним данным, к ней подключились уже больше 600 тыс транспортных средств, что составляет 60% от общего объема парка. Как сообщили "Утру" в пресс-службе Росавтодора, по итогам двух недель работы системы в федеральный дорожный фонд собрано 550 млн рублей.

Изначально планировалось собрать с дальнобойщиков в 2016 г. порядка 40 млрд рублей. Однако правительство, напуганное акциями протеста водителей фур накануне введения системы, снизило тариф, по крайней мере, до 1 марта будущего года, в два раза - с 3,73 до 1,53 руб за километр. Таким образом, ожидания по сбору платы также стали существенно скромнее.

Что, впрочем, не мешает дорожным чиновникам заявлять о грандиозных планах по расходованию этих средств. Глава Минтранса Максим Соколов пообещал, что информация о проектах дорожной инфраструктуры, на которые пошли платежи дальнобойщиков, вскоре будет доступна в специальном разделе сайта системы. Больше того, он предложил перевозчикам, с которыми встречался в Санкт-Петербурге, принять участие в отборе этих проектов, присоединившись к работе Наблюдательного совета при Росавтодоре.

В ведомстве не устают повторять, что решение о запуске системы по схеме государственно-частного партнерства было принято с учетом мирового опыта в транспортных проектах. "Для государства выгоднее отдать право создать эту систему частному инвестору и потом в течение срока реализации проекта компенсировать его расходы", - добавил Роман Старовойт, заметив, что норма прибыли, которая заложена частным инвесторам, не превышает 10%.

Глава Росавтодора также подчеркивает, что государство не вложило ни копейки в создание системы "Платон", все расходы взял на себя частный инвестор, с которым, согласно решению правительства, Росавтодор заключил концессионное соглашение. "Система, в которую инвестор вложил 29 млрд руб, будет эксплуатироваться им 13 лет. Каждый день поступающие средства будут направляться сразу же в дорожный фонд, то есть инвестор не будет аккумулировать эти средства и потом через какое-то время перечислять в бюджет. Это делается ежедневно, - заверил чиновник. - Раз в полгода равными платежами частный инвестор будет компенсировать свои затраты путем платежа уже на свои счета".

Сборы с большегрузов вводились постановлением правительства, но, как замечают эксперты, ни о каких нормативных документах о распределении и инвестировании собранных средств им не известно.

Гендиректор консалтингового агентства "Инфраньюс" Алексей Безбородов заявил "Утру", что не имеет представления, как будут распределяться собранные с перевозчиков средства. "Поручиться за то, что с введением "Платона" в стране улучшится качество дорог, не могу", - добавил он.

Между тем, как рассказал председатель профсоюза "Дальнобойщик" Валерий Войтко, система "Платон" изначально строилась на лжи, и нельзя доверять искаженной информации, направляемой ее владельцами в правительство. "Нам прекрасно известно, что по условиям концессионного соглашения, сначала должны гаситься затраты оператора на внедрение и эксплуатацию системы, а это 10 миллиардов руб в год. То есть в адрес дорожного фонда пойдут остатки от собранных с перевозчиков платежей, которые с учетом ополовиненного тарифа не впечатляют своими масштабами. Для примера: строительство платной дороги в объезд Химок протяженностью 48 км обошлось почти в 60 млрд рублей. Ежегодный бюджет самого Росавтодора - 570 миллиардов рублей. Так что поступления от "Платона" едва ли составят и 5% от этой суммы. Сколько дорог можно построить на этот довесок, считайте сами".

Эксперт ООН по урбанистике Александр Стрельников считает тот факт, что в сборе средств за ущерб автомагистралям задействована частная структура, тревожным сигналом. "Понятно, что бюджет у нас стал совсем бедным и надо его пополнять. Но если большегрузы разбивают дорожное покрытие, значит, оно изначально не рассчитано на такую нагрузку. Если строить дороги с "велосипедным" покрытием, можно и с пешеходов собирать плату за ущерб, - заявил он "Утру". - Выходом из ситуации, на мой взгляд, могло бы стать создание рядом с крупными мегаполисами логистических центров, где грузы перегружались бы с крупнотоннажных грузовиков на легкие коммерческие автомобили для доставки их по назначению".

Дальнобойщики убеждены, что "Платон" - чисто коммерческий проект и требуют его отмены. В качестве подтверждения серьезности своих намерений самые отчаянные планируют на этой неделе съехаться в Москву из нескольких десятков регионов, чтобы заблокировать движение на МКАД. Посмотрим, удастся ли им этот демарш на фоне усилившегося давления на организаторов акции со стороны правоохранительных органов и растущей поддержки ряда политических партий, пытающихся заработать на этом очки.

Выбор читателей