СМИ: Москва слегка помилует Анкару

Россия отменит часть экономических ограничений в отношении Турции для успешного завершения строительства объектов к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Смягчение санкций затронет около 30 компаний

Для каких компаний из Турции смягчит экономические санкции Россия, что произойде с экономикой при цене нефти в $10 за баррель, кому передадут право собирать страховые взносы, как идет строительство дороги стоимостью 210 млн руб. за 1 км, чем ситуация в Молдавии напоминает украинскую времен Майдана, читайте в ежедневном обзоре свежей российской прессы на "Утре".

Москва решила отменить часть экономических санкций в отношении Анкары, чтобы успешно завершить строительство объектов к чемпионату мира по футболу в 2018 году, поясняет "Московский комсомолец". Смягчение санкций затронет около 30 компаний, объем выполняемых работ которых составит 60 млрд рублей. Ограничения смягчат для строительных компаний из Турции, которые будут готовы создать совместные предприятия с российскими партнерами. При этом в таких предприятиях под контролем РФ должны оказаться 75% и еще одна акция. Таким образом российские власти собираются исключить риск не достроить к сроку все объекты ЧМ-2018. Объем российско-турецких инвестиций до введения санкций достигал $2 - 2,5 млрд в год, из которых большая часть как раз приходилась на строительную отрасль и производство стройматериалов, сообщил аналитик Кирилл Яковенко. При этом эксперт отметил, что введение российскими чиновниками поблажек в отношении турецкого бизнеса - следствие тяжелой экономической ситуации в стране.  "В ряде регионов компании, чьи штаб-квартиры находятся в Турции или учрежденные гражданами этой страны, являются крупнейшими работодателями", - уточнил он.

Если цена на нефть пойдет ниже, правительству придется выбирать между нескольких зол, утверждает "Комсомольская правда". Конечно, все проблемы с бюджетом можно быстро решить, просто понизив курс рубля. К примеру, по расчетам Merril Lynch, при цене в $30 за баррель бюджет можно свести без дефицита, если доллар будет стоить... 168 рублей. Но в этом случае побочные последствия будут гораздо хуже. Например, та же инфляция может выйти из-под контроля. "Думаю, 100 рублей за доллар мы точно не увидим, - считает старший аналитик компании "Альпари" Анна Бодрова. - На подходе к этим рубежам правительство будет сдерживать рост курсов валют. Девальвация и так уже слишком серьезная. Правда, такой расклад будет грозить другой проблемой - быстрой растратой накопленных резервов. Пойдут ли на это власти - большой вопрос. В общем, куда ни кинь, всюду кризис. Остается лишь надеяться, что эксперты и аналитики вспомнят, что нефть - это "исчерпаемый ресурс, который всегда будет дорожать". Ведь именно этим еще пару лет назад они объясняли тот факт, что сырье постоянно растет в цене.

Комитет Госдумы по бюджету и налогам предлагает передать администрирование страховых взносов в Федеральную налоговую службу (ФНС). Об этом "Известиям" рассказал глава комитета Андрей Макаров. По его мнению, это повысит эффективность проверок, а также избавит бизнес от излишнего административного давления. "Мы представили свои предложения во все заинтересованные ведомства, сейчас ждем реакции", - добавил Макаров. По его расчетам, проверки правильности уплаты страховых взносов, которые проводит Пенсионный фонд России, не окупают даже затрат на их проведение. При этом страховые взносы, которые он собирает, и подоходный налог, которые администрирует налоговая служба, выплачиваются с одной и той же базы - зарплаты сотрудников. Поэтому было бы логично поручить налоговикам проверять этот налог, считает депутат. "В среднем эффективность одной проверки ПФР - 26 тысяч рублей, ФНС - свыше 1 миллиона рублей", - отметил Макаров. Представитель ФНС отказался от комментариев. В Минфине и Минтруде не ответили на запрос, в Минэкономразвития инициативу парламентария поддерживают.

Цена контракта на реконструкцию участка трассы Р-21 "Кола", связывающего Мурманскую область с Норвегией - 210 млн руб. за километр дороги. Деньги федеральные, проект амбициозный, реализуется согласно межгосударственному соглашению: в Норвегии и России одновременно обновляют автоподъезды к госгранице. Работы должны идти синхронно, и к 2018 г. никаких препятствий для транзита в виде ям и ухабов не должно остаться и в помине. Прямая и комфортная дорога даст толчок экономическому развитию приграничья. С норвежской стороны работы действительно не стихают днем и ночью. Второй год туристы наблюдают миниатюрные экскаваторы, копошащиеся на обочинах. Особых неудобств это не доставляет: асфальт хоть и снят, но грунтовку постоянно ровняют. Половина из десяти норвежских километров уже готова. Со стороны российского Никеля должно было наблюдаться то же самое. Но езда здесь уже почти год - сущая пытка, пишет "Новая газета". Редкие участки старого асфальта перемежаются гравийкой в колдобинах и ямах. Техники на раскопанной дороге не видно с октября. Начиная работы, представители подрядчика - карельской компании "Технострой" - и заказчика работ ФКУ Упрдор "Кола" анонсировали в ближайшем будущем удвоение потока автомобилей и скоростной режим до 100 км/час. Но пока больше 20 км/ч подвеска не выдержит, и 16 км от границы одолеваешь минут за 40.

Ситуация в Молдавии напоминает украинскую времен Майдана: массовые демонстрации на улицах Кишинева и других молдавских городов требуют власти без олигархов, сообщает "Независимая газета". Но последние, главным из которых называют вице-председателя Демократической партии, экс-спикера парламента Влада Плахотнюка, буквально навязывают его обществу и президенту. На днях фракция Демпартии заручилась поддержкой большинства депутатов (вне этой группы остались социалисты и коммунисты) и предложила президенту Николае Тимофти утвердить кандидатом в премьеры Плахотнюка. В среду президент отказался это сделать. Он обусловил свое решение тем, что кандидатура Влада Плахотнюка не соответствует всем необходимым критериям. В частности, имеется в виду вотум недоверия, вынесенный Плахотнюку в парламенте в феврале 2013 года, в результате чего он покинул пост вице-председателя законодательного органа. Демократы занялись импичментом, а социалисты заявили о начале процедуры роспуска парламента, отправив соответствующую декларацию президенту. Вчера на пресс-конференции в Кишиневе руководитель Партии социалистов Игорь Додон отметил: "Как бы мы ни относились к личности Тимофти, мы не намерены участвовать в его импичменте". Президент же настаивает на том, чтобы ему была предложена новая кандидатура на пост премьера. Если парламент этого не сделает, то Николае Тимофти должен будет предложить кандидата сам: время поджимает – правительство должно быть сформировано до 29 января, в противном случае парламент должен быть распущен.

Выбор читателей