Польша рискует лишиться права голоса

Европейская комиссия проверит, не противоречат ли принятые страной реформы принципам правового государства. Процедура не имеет прецедентов в истории ЕС

В  среду, 13 января, Европейская комиссия инициировала расследование о соответствии реформ, проводимых правительством Польши, демократическим принципам. Первые итоги проверки будут объявлены в марте, но уже 18 января польский вопрос обсудят на заседании Европарламента, куда прибудут премьер Польши Беата Шидло и президент страны Анджей Дуда.

Фото: Global Look

По итогам конфликта с Брюсселем Варшава может лишиться права голоса в ЕС и, более вероятно, финансовых субсидий для своего агросектора. На фоне конфликта с европейскими властями Польша подчеркивает стремление сохранить дружбу с США и просит об открытии базы НАТО на своей территории.

Процедура, начатая против Польши, не имеет прецедентов в истории Европейского союза. Юридический механизм был разработан только в 2014 году с целью воспрепятствовать продолжению ультраконсервативных реформ премьера Венгрии Виктора Орбана. Само появление подобной процедуры в прошлом казалось немыслимым: все страны-участники ЕС казались незыблемо приверженными демократическим ценностям, уважение к которым было официально закреплено второй статьей Лиссабонского соглашения в 2007 году.

Лидер группы либералов в Европарламенте Ги Ферхофштадт заявил 13 января, что решение Еврокомиссии несет с собой "ясное послание" Варшаве, пытающейся "нарушить правила" ЕС. Вице-президент Европейской комиссии Франц Тиммерман высказался более дипломатично: "у нас нет задачи обвинить Польшу, мы хотим диалога с ней, при этом выступаем в качестве гаранта Лиссабонского соглашения". Представители Евросоюза дают понять, что, хотя Германия дезавуировала высказанные некоторыми политиками предложения ввести санкции против Польши, давление на восточно-европейскую страну будет продолжено.

Польские реформы, вызвавшие гнев Евросоюза, в значительной степени напоминают те, что уже были проведены в Венгрии. После победы в октябре 2015 г. на парламентских выборах в Польше ультраконсервативной партии "Право и справедливость" сформированное ею правительство объявило о намерении в экстренном порядке назначить новых членов конституционного суда. Затем реорганизации была подвергнута сама эта инстанция. Изменились правила ее работы: для принятия решения суду отныне понадобятся не меньше двух третей голосов его членов.

Вторая реформа консерваторов последовала сразу за первой, причем в непривычно быстром ритме. Пока европейцы праздновали Рождество и Новый год, польские парламентарии голосовали, в частности, за то, чтобы предоставить министру финансов право назначать руководителей государственных медиа. СМИ Польши предстоит тотальная переаттестация: все журналисты будут автоматически уволены, после чего некоторым в индивидуальном порядке снова предложат работу. Лидер "Права и справедливости" Ярослав Качиньский заявил, что ждет от будущих госмедиа патриотической позиции и приверженности католическим ценностям. Ранее СМИ, по мнению правящей партии, манипулировали общественным мнением в поддержку леволиберальных ценностей, "неприемлемых для Польши".

Выбор двух мишеней для атаки - Конституционного суда и СМИ - можно считать показательным. Предыдущему кабинету "Права и справедливости", находившемуся у власти с 2005-го по 2007 г., помешал провести реформы именно конституционный суд. Критики Качиньского считают, что после введения порога в две трети голосов работа суда будет парализована, и он уже не сможет принять никаких решений против власти. Что касается СМИ, в подавляющем большинстве случаев в Польше они поддерживают левых.

Однако в глазах значительной части польского общественного мнения позиция лидера "Права и справедливости" выглядит как привлекательная альтернатива курсу его предшественника и, по иронии, нынешнего главы ведущей евроструктуры - Евросовета - Дональда Туска. В отличие от большинства европейских правящих партий и того же Туска, польские ультраконсерваторы обещают не увеличивать пенсионный возраст и даже снизить его, уменьшить налоги, а высокую ставку сохранить только для иностранных предприятий, работающих в стране. Слишком тесное сближение с Германией, характерное для времени Туска, также не устраивает многих в Польше. Ярослав Качиньский выразил отношение к западному соседу так: "Польше следовало бы предоставить больше мест в Европарламенте в счет поляков, убитых немцами во время Второй мировой войны".

Подобная конфигурация предпочтений оставляет для Варшавы единственный геополитический ориентир - США. Комментируя разгорающийся конфликт между Брюсселем и Варшавой американский политолог Мартин Саммерз заявил, что Вашингтон использует Польшу и Венгрию против Парижа и Берлина. Так это или нет, но США не спешат выступать с осуждением своего восточноевропейского союзника.

Пока Европейская комиссия обсуждает возможные меры против Польши, эксперты расходятся во мнениях, насколько реально введение серьезных санкций. В распоряжении ЕС есть мощный инструмент для давления - финансовая помощь, от которой в значительной мере зависит бюджет восточноевропейской страны. С 2007-го по 2013 г. Европа перевела на счет Варшавы €56 млрд, а на период с 2014-го по 2020 г. запланирована выплата еще €60 миллиардов. Заморозить передачу этих средств значило бы поставить крест на положительной экономической динамике Польши.

Однако, столь резкий поворот маловероятен, ведь санкциям уже пообещала воспротивиться Венгрия, не без оснований опасающаяся попасть под огонь следующей. Против, скорее всего, окажутся и другие страны Восточной Европы, входящие в Вышеградскую группу, уже имеющие опыт совместного выступления против Брюсселя по вопросу о мигрантах. Возможно, именно поэтому в Варшаве не боятся за финансовую сторону вопроса и даже рассчитывают получить от ЕС новые уступки - например, право сохранить угольные шахты, работа которых противоречит европейским правилам о защите окружающей среды. Работники этих предприятий в значительном большинстве поддерживают "Право и справедливость".

Опыт венгерского премьера Виктор Орбана показывает, что оппозиционная страна на востоке Европы может в течение многих лет находиться в открытой оппозиции Брюсселю. В то же время поддержка ультраконсерваторов в Польше гораздо ниже, чем в Венгрии, и социологические опросы уже фиксируют падение рейтинга партии Качинького.

Читайте также

Выбор читателей