Новости партнеров
Новости партнеров

"Газпром" требует от Киева 2,5 миллиарда долларов за недобор газа

Украина объявила российскому голубому топливу очередную войну

"Украина в 2015 году фактически отказалась от закупок российского газа в третьем квартале, таким образом, никаких договоренностей о неприменении правила "бери-или-плати" в этом периоде не было", - цитирует "Газпром" председателя правления компании Алексея Миллера в официальном сообщении.

У здания НАК "Нафтогаз Украины" в Киеве. Фото: Зураб Джавахадзе/ ТАСС У здания НАК "Нафтогаз Украины" в Киеве. Фото: Зураб Джавахадзе/ ТАСС

Российский газовый гигант оценил стоимость почти 10,5 млрд куб топлива, не выбранных НАК "Нафтогаз Украины" в 3 кв. 2015 года, в $2,549 млрд и выставил соответствующий счет. При этом "Газпром" пояснил, что в соответствии с контрактом, (действие которого закончится только в 2019-м – прим. ред.) покупатель принял на себя обязательство ежегодно оплачивать минимальное годовое количество газа – именно этот объем и требует сейчас оплатить российский концерн. Поступления средств он ждет в 10-дневный срок.

Комментариев от "Нафтогаза" пока не последовало.

В I, II и IV квартале года правило "бери-или-плати" в отношении Незалежной не действовало: во II квартале "Газпром" согласился списать все штрафы за невыбранный Украиной газ, а в IV квартале действие правила было приостановлено российской стороной после международных переговоров с участием РФ, Украины и Европейской комиссии.

У российского концерна накопилось много претензий к "Нафтогазу" по оплате топлива. "Газпромом" через Стокгольмский арбитражный суд требует оплаты $29,2 млрд долга за 2012–2014 годы. Эта сумма, помимо непосредственно стоимости топлива и пени включает в себя и штрафы за нарушение условия "бери-или-плати" и исключает задолженность Донбасса.

Но в Стокгольмском арбитраже рассматривается и иск "Нафтогаза", который требует изменения цены на газ задним числом, возмещения в пользу истца всех переплат, начиная с 20 мая 2011 года (около $6 млрд), и отмены запрета реэкспорта.

Впрочем, нынешние столь решительные действия "Газпрома" скорее можно рассматривать не столько как борьбу за возврат долгов, сколько как ответ на изменение условий транзита, о которых заявил накануне "Нафтогаз", и которые предусматривают введение принципа "транспортируй или плати" для российского топлива. Это для нас означает одно – рост издержек. Ранее сообщалось, что НАК в конце декабря 2015 года предложил госконцерну РФ провести переговоры в связи с принятием национальным регулятором (НКРЭКУ) новых правил ценообразования на услуги по транспортировке газа - прежде стоимость услуг транзита голубого топлива по территории Украины государством не регулировалась и определялась лишь двусторонним контрактом. Теперь же тарифы определяются НКРЭКУ, который для всех точек "входа" в газотранспортную систему установил тариф на уровне $12,47 тыс. куб. м, для точек "выхода" - от $16,74 до $32,16 тыс. куб. м. Это значит, что "Газпрому" придется платить за транзит на 25-35% больше в зависимости от маршрута.

Кроме того, Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) в конце декабря 2015 года признал российский госконцерн монополистом и намерен наложить на него оборотный штраф, который может составить более $3 млрд. По сути, Киев требует исполнения условия "транспортируй или плати", хотя это и не прописано в соглашении.

Обоснование выглядит следующим образом: "В 2008 году был заключен контракт на транзит газа в течение 2009–2019 годов, и одним из ключевых условий было, что транзит должен был превышать 100 млрд куб газа (в год). Соответственно, исходя из этих условий, была установлена цена транзита, но фактически в течение 2009–2015 годов, особенно начиная с 2011-го, объемы транзита начали сокращаться. Все обращения "Нафтогаза" по этому поводу к "Газпрому" игнорировались",- заявил глава АМКУ Юрий Терентьев.

Он привел динамику снижения транзита российского газа: если в 2011 году "Газпром" транспортировал через Украину 92 млрд куб, то в 2014 году – лишь 62 млрд куб, соответственно сократились и доходы НАК. А все потому, объясняет Терентьев, что российский концерн – монополист, вот если бы за право поставлять свое топливо по украинской трубе была конкуренция, то "Нафтогаз" мог бы расторгнуть невыгодный для него контракт и заключить другой, на более приемлемых для него условиях, с другим клиентом. Убытки НАК с 2009 года Терентьев оценил $6 млрд. Интересно, кого же он имел в виду в качестве конкурента российской компании? Что-то на горизонте никого не видно.

"Газпром" после запуска "Северного потока" действительно значительно сократил транзит топлива через территорию Незалежной, но это не повод для претензий, подчеркивают в России – никаких конкретных обязательств по объемам в контракте не прописано, как нет там и самого условия "транспортируй или плати", лишь определен максимум, который может прокачиваться в год - 100 млрд куб природного газа.

К вечеру вторника, 19 января, из Киева, наконец, откликнулись на информацию по долгу "Нафтогаза". Счет "Газпрома" в адрес украинской компании на $2,5 млрд за невыборку газа назвали "лишь очередным аргументом для разбирательства в Стокгольмском арбитраже" и заявили, что намерены ждать решения суда.

"В соответствии с договором, который подписан, есть некоторые пункты, которые выполняются или условно выполняются, или не выполняются. Поэтому они ("Газпром" - ред.) педантично, учитывая, что есть судебный процесс в Стокгольме, отрабатывают юридическую базу, нарабатывают аргументы в свою пользу. Это вопрос для суда, там ничего нового не появилось. Будем ожидать реального решения", - сказал министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин.

Постоянный адрес статьи: http://www.utro.ru/articles/2016/01/19/1267863.shtml
Также в разделе

Москва отказалась торговаться с Киевом

Россия продаст Украине голубое топливо по рыночной цене, поэтому необходимости давать скидку нет

Италия выползает из кризиса

В стране растет ВВП и появилось больше рабочих мест. Потребители и бизнес уверены в завтрашнем дне

Россия отпугнула денежные мешки

Роль страны в мировой финансовой системе стремится к нулю. Единственный мощный инвестор - государство

Британцы заплатят за Brexit

Жизнь населения Соединенного Королевства уже не будет столь безоблачной, как в составе ЕС
В других разделах

В аэропорту Стамбула погибло 10 человек

Террористы-смертники пытались проникнуть в международный терминал аэропорта Ататюрк

В Стамбуле гремят взрывы

По предварительной информации, четыре неизвестных произвели два взрыва в крупнейшем международном аэропорту Турции

Главу РАО закрыли

Директора Российского авторского общества Сергея Федотова заключили под стражу до 17 июня

Единоросс пойдет на выборы от "Партии роста"

Решение депутата официально ещё пока никто не подтвердил, в том числе и сам Звагельский
Новости партнеров
 
Все права защищены (c) 1999-2015. "Утро"
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС 77-57207.
Для детей старше 16 лет.