Яценюк хватается за соломинку

Глава украинского правительства выступил с предложением отдать решение вопроса о Конституции страны на откуп гражданам. Эксперты видят в этой инициативе немало подводных камней

Глава правительства Украины Арсений Яценюк предложил провести референдум по новой Конституции страны. Об этом он заявил в воскресенье, 24 января, в еженедельной передаче "10 минут с премьер-министром".

Фото: Serg Glovny/ Zuma/ Global Look

"Настало время, чтобы украинский народ сказал свое слово о том, какой должна быть новая украинская Конституция в новой европейской Украине. Никто, кроме народа Украины, не имеет права определять, каким будет Основной закон. Референдум касательно Конституции и является прямым народовластием в свободной и демократической стране", - заявил Яценюк.

По его словам, "новая Конституция - это новый общественный договор между гражданами и властью, которую они выбрали. Договор о распределении прав и ответственности внутри самой власти - между президентом, правительством и парламентом. Договор о взаимоотношениях между центром и регионами. Договор о создании нового честного и справедливого суда, а не переназначение действующего. Договор о четкой геополитической цели Украины - стать членом Европейского союза и НАТО".

При  этом  премьер выразил уверенность, что и президент Украины "исповедует такие же принципы".

Вопрос о принятии нового основного закона страны и включение в него положений о федерализации с учетом интересов Донбасса, в соответствии с минскими соглашениями стал для Киева краеугольным. Петр Порошенко на состоявшемся в субботу, 23 января, на собрании Ассоциации городов Украины заявил, что без децентрализации страна не будет иметь перспектив членства в Евросоюзе.

"Децентрализация - это ключевой элемент нашей подготовки к будущему членству в Европейском союзе. Нет децентрализации - нет перспективы членства. Наоборот, эффективное внедрение идеи децентрализации - отсутствие каких-либо аргументов для любых препятствий европейской перспективе Украины", - сказал президент.

Порошенко выражает уверенность, что децентрализация сейчас пользуется твердой поддержкой украинского народа. "Черной кошки федерализации, угрозы государства в изменениях в конституцию нет, и не надо обманывать людей", - подчеркнул он.

Президент также отметил, что в процессе децентрализации опирается европейский опыт, и партнеры Украины в США и Европе не остаются равнодушными, готовы помогать.

Действительно, зарубежные партнеры не просто проявляют заинтересованность, но и значительно усилили давление на Киев, призывая к немедленному исполнению минских договоренностей, одним из главных пунктов как раз и является обновление Основного закона и внесение в него положений об особом статусе Донбасса.

На том же собрании Ассоциации городов Украины присутствовал посол США на Украине Пайетт, который заявил о приоритетности принятия этого документа. "Среди наиболее важных элементов процесса реформ - создание благоприятных условий для децентрализации и развития местного самоуправления с целью приближения власти к людям. Важно принять и утвердить изменения в конституцию, которые закрепят эти реформы и создадут надежный фундамент демократического управления", - сказал он.

Этот вопрос был поставлен во главу угла и во время визита в Киев нового представителя России в контактной группе по Украине Бориса Грызлова, когда, как сообщали депутаты Рады, в ходе личной встречи он и Порошенко обсуждали необходимость финального голосования по проекту новой Конституции.

Порядок выполнения минских соглашений был предметом шестичасовых переговоров в Калининграде помощницы госсекретаря США Виктории Нуланд и советника президента РФ Владислава Суркова. Украине напомнили о необходимости выполнения принятых ею обязательств и эмиссары Франции и Германии, посетившие страну на минувшей неделе. Вопрос о необходимости срочного проведения конституционной реформы был поднят и на недавно завершившемся форуме в Давосе.

Правда, видение децентрализации у Киева и Донбасса не совпадает. Как настаивает Порошенко, его задача - возвращение украинского суверенитета в Донбасс уже в 2016 году.

"Как президент и главнокомандующий буду драться за каждый кусочек украинской земли и делать все, чтобы вернуть территориальную целостность, суверенитет Украины - сначала в Донбасс, потом в Крым. И "заморозить" этот конфликт не дам. Потому что успешных примеров возвращения замороженных территорий в состав страны нет", - пообещал он.

Как записано в минских соглашениях, децентрализация, о которой уже столько времени говорят в Киеве, должна учитывать интересы Донбасса и предоставить ему особый статус. Но, естественно, ни о каком согласовании позиций не может идти речи, когда закон об особом статусе Донецкой и Луганской областей Киев готов предоставить только на три года, при этом два из них уже прошли.

С критикой такого подхода выступил президент России Владимир Путин, по словам которого, оба его партнера по "нормандской четверке" - и Ангела Меркель, и Франсуа Олланд - согласны с тем, что этот закон должен работать на постоянной основе.

"Должны дособирать голоса, чтобы Украина выполнила свои дипломатические обязательства. Во-первых, на прошлой неделе была встреча Пайетта, Нуланд и Кучмы, во-вторых, к нам приезжает замгоссекретаря США Керри Роуз, в-третьих, Меркель в своем выступлении в Магдебурге, несмотря на наличие внутренних проблем, говорила о Донбассе. Общеевропейский контекст играет на то, чтобы, по крайней мере, свою часть минских соглашений мы выполнили", - пояснил политолог Вадим Карасев.

Впрочем, в Раде не могут пока протолкнуть и такой "усеченный" вариант и собрать необходимые 300 голосов в его поддержку - единства нет даже в пропрезидентской партии.  

"Я не верю, что найдется 300 голосов, поскольку парламент изобилует наличием радикалов, которые паразитируют на войне в Донбассе и категорически не будут голосовать, если им не прикажут их спонсоры. Но, если этот документ не будет проголосован, это первый серьезный звонок к роспуску этого парламента", - прокомментировал  ситуацию с принятием Конституции депутат от "Оппозиционного блока" Евгений Мураев.

Сейчас, как отмечают наблюдатели, украинские власти пытаются всячески тянуть время. На минувшей неделе группа депутатов обратилась в Конституционный суд с просьбой официально разъяснить положение основного закона о сроках принятия изменений в Конституцию. В частности, парламентарии попросили разъяснить, означает ли фраза "на следующей очередной сессии Рады" непосредственно следующую по номеру сессию парламента или имеется в виду любая последующая сессия. Если КС сочтет приемлемым последний вариант, то это развяжет Киеву руки и даст юридические основания отложить решение вопроса на неопределенное время.

Ряд экспертов рассматривают в этом контексте и призыв Яценюка к проведению референдума по Конституции - его они тоже расценивают как стремление выиграть время.

Впрочем, есть и иное мнение. Политолог Павел Нусс высказал его на своей странице в Facebook: "Причиной явного политического кризиса, провоцируемого офисом Яценюка, является сохранение кадрового статус-кво и сохранение за собой должности премьер-министра, ведь этот вопрос, а именно - переформатирование правительственного состава с перспективой смены главы кабинета министров остается на повестке дня, и с началом работы украинского парламента эта тема будет становиться все более актуальной. На мой взгляд, "инициатива" конституционного референдума Яценюка заключается, в основании, в провале конституционных изменений в части децентрализации, (стремлении) фактически заблокировать все конституционные программы президента и не позволить ему выполнить главный пункт своей программы - мир на востоке Украины".

Преследуя цель как можно дольше остаться у власти, премьер-министр, по его мнению, в очередной раз занимается популизмом. "Даже если учесть факт юридической безграмотности инициативы Яценюка, который явно берет на себя непосильную ношу политической ответственности и нарушает конституционную субординацию в отношении органов государственной власти, а точнее - в отношении президента Украины, инициатива Яценюка по референдуму - не более чем популизм, и попытка прямого шантажа президента и парламента, новая политическая технология, которая призвана обеспечить существенную пролонгацию полномочий Яценюка на должности премьера, и обеспечить "кадровый застой" членов его команды в правительстве", - сказал эксперт. Он считает, что эта игра опасна для самого главы правительства - "такой открытый шантаж Украины чреват для парламента досрочными выборами", на которых у партии премьер-министра практически нет шансов.

Но, убеждено большинство наблюдателей, Порошенко все же постарается найти в Раде 300 голосов для внесения изменений в Основной закон. Собственно, ради этого депутаты даже изменили график работы, продлив третью сессию, которая должна была завершиться 15 января, до 2 февраля.

При этом пленарная неделя запланирована всего одна - на текущей неделе, с 26 по 29 января. В противном случае, если не принять их во втором чтении на заканчивающейся сессии, то весь процесс нужно будет начинать заново - подавать проект в Конституционный суд и проводить два чтения на двух разных сессиях.

Читайте также

Выбор читателей