Нефтяники отменили штрафы за левый бензин

Крупным компаниям удалось остановить введение оборотных штрафов за продажу некачественного топлива, хотя год назад сами лоббировали эту идею в попытках при слабом спросе избавиться от недобросовестных конкурентов

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохина просит Минпромторг и Минэнерго не вводить оборотные штрафы за изготовление и продажу некачественного топлива. Такие поправки, подготовленные Росстандартом, были одобрены на госкомиссии по борьбе с контрафактом в декабре. Но, как полагают в РСПП, от штрафов могут пострадать, в первую очередь, АЗС крупных нефтяных компаний, хотя на них и приходится небольшое количество нарушений, пишет "КоммерсантЪ".

Фото: Артем Коротаев/ТАСС

Шохин ссылается на результаты проверок Генпрокуратуры в 2015 г., согласно которым основной оборот контрафактного топлива - 6 - 10 млн т в год - происходит на независимых нефтебазах, АЗС и мини-НПЗ, не принадлежащих вертикально интегрированным компаниям. В РСПП считают штрафы в размере 10-15% от совокупной годовой выручки, а при повторном нарушении - остановку НПЗ или АЗС на 90 дней слишком жесткой мерой.

Кампания против контрафактного топлива началась после публичной критики президента Владимира Путина в апреле 2015 года. Инициаторами этой истории были крупные нефтекомпании, которые при слабом спросе на топливо хотели избавиться от недобросовестных конкурентов. Но теперь ситуация может обернуться против самих нефтяников.

Ужесточением наказания проблему контрафактного топлива не решить, заявил замглавы комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по энергетике Юрий Станкевич. По его мнению, требуется "комплексный подход" с привлечением к проверкам правоохранительных органов, ФАС и Росстандарта. Кроме того, он раскритиковал идею Минфина о возможном увеличении акцизов на топливо в этом году, что "приведет к увеличению контрафакта", так как качественное топливо подорожает.

Вместо штрафов РСПП предлагает поменять техрегламент Таможенного союза, чтобы на АЗС можно было продавать "закрытый перечень нефтепродуктов" - фактически речь идет о запрете розничной продажи дешевых аналогов дизельного топлива (судовое, печное и т. д.). Кроме того, Российский союз промышленников и предпринимателей выдвинул инициативу "ужесточить санкции за эксплуатацию устаревших транспортных средств", которые используют низкокачественное топливо.

В Росстандарте рассказали, что продажа некачественных аналогов дизтоплива - лишь малая часть проблемы". Гораздо чаще продается топливо, "не соответствующее заявленным требованиям" - например, вместо бензина АИ-95 продается АИ-92.

Сейчас законопроект об оборотных штрафах размещен в интернете для обсуждения и, согласно процедуре, должен пройти оценку регулирующего воздействия (ОРВ). Минэкономики уже направило в Минпромторг отрицательный отзыв на документ. В Минпромторге получили письмо РСПП и "поддерживают проведение широкого обсуждения с привлечением всех заинтересованных лиц". Таким образом, законопроект, по сути, оказался заблокирован.

Увеличение штрафов не решит проблему с контрафактом, считает Михаил Турукалов из "Аналитики товарных рынков". По его мнению, пока контролирующие органы не смогут обеспечить должного контроля за товаром по всей цепочке от НПЗ до АЗС, подобного рода меры не избавят топливный рынок от контрафакта, но нанесут реальный ущерб и нефтяным компаниям, и независимым сетям АЗС.

Читайте также

Выбор читателей