ГЛОНАСС неотвратимо наступает

Минпромторг РФ настаивает на полном запрете на выпуск и продажу автомобилей, не оснащенных системой, уже с 2017 года. Эта мера может привести к уходу с российского рынка ряда моделей машин

Автоконцернам не удалось добиться отсрочки обязательного внедрения в машины системы экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС с 2017 г., выяснил "КоммерсантЪ". Напротив, Минпромторг настаивает на изменениях в техрегламент, чтобы убрать последнюю лазейку - возможность не устанавливать систему до 2020 г. на большинство выпускаемых моделей.

Фото: Руслан Шамуков/ ТАСС

ЭРА-ГЛОНАСС представляет собой систему автоматического оповещения служб экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях. Ее задача - снизить уровень смертности и травматизма на дорогах. При тяжелой аварии, например, сопровождающейся срабатыванием подушек безопасности, система автоматически определяет местоположение пострадавшего авто через спутники системы ГЛОНАСС, устанавливает связь с контакт-центром и передает по беспроводным каналам связи данные об аварии - координаты и время ДТП, VIN транспортного средства. Совершить вызов можно и вручную - нажатием специальной кнопки SOS.

Техрегламент о безопасности транспортных средств обязывает оборудовать ЭРА-ГЛОНАСС с 2017 г. все импортируемые или производимые в РФ машины. Но у автопроизводителей все же остается возможность не внедрять систему до 2020 г. на ряд моделей, поскольку недавно полученное и обновленное одобрение типа транспортного средства (ОТТС, документ, подтверждающий соответствие ввозимой техники экологическим стандартам и требованиям безопасности, принятым в РФ) действует три года. Так, по данным Росстандарта, в 2015 г. получили новое ОТТС или продлили его КамАЗ, Kia, Hyundai, Lifan, Renault, Mitsubishi, Porsche и многие другие производители. Но если предложение Минпромторга будет утверждено, то все без исключения автоконцерны лишатся отсрочки по установке оборудования ЭРА-ГЛОНАСС.

Большинство автоконцернов уверяют, что активно работают над внедрением системы к 2017 г. по всему модельному ряду. Свои машины с тревожной кнопкой готовят Ford, Volkswagen, Skoda, Audi, Porsche, BMW, Geely, Mitsubishi, Bentley, Nissan, FAW, Dongfeng, Changan, MAN, Iveco, КамАЗ и КАВЗ. Но сегодня системой оборудованы только новые модели, недавно вышедшие на рынок, а также транспорт для перевозки пассажиров - всего сертифицировано порядка 20 устройств. Но в любом случае более 90% машин сейчас продаются в РФ без ЭРА-ГЛОНАСС.

Между тем государство на создание, развитие и поддержание системы спутниковой навигации потратило уже колоссальные деньги. Известно, что с 2001-го по 2011 г. реализация ФЦП "Глобальная навигационная система" обошлась в 107,1 млрд руб. Финансирование ее продолжения с 2012 по 2020 г.г. утверждено в сумме 326 млрд рублей, и за первые четыре года (к началу 2016 г.) бюджет уже вложил в национальную навигационную систему 82,4 млрд рублей. Хотя в связи с экономическим спадом сейчас финансовый поток несколько оскудеет, полностью его не перекроют. В текущем году на развитие автоматизированной информационной системы ЭРА-ГЛОНАСС правительство согласовало выделеление субсидии в размере 331 млн рублей.

Ранее глава федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности Александр Гурко рассказывал в одном из интервью, что часть средств рассчитывают "отбить" за счет эксплуатации инфраструктуры.

В сентябре прошлого года совет директоров государственного ОАО "ГЛОНАСС" утвердил концепцию стратегии развития компании, в которой речь шла и о капитализации спутниковой навигационной системы. В числе одобренных советом директоров ОАО направлений коммерции на первом месте деятельность операторская. Компания видит себя потенциальным оператором навигационно-логистических платформ государственных ведомств и крупных компаний с разветвленной по стране инфраструктурой, оператором для автопроизводителей. Есть у ОАО "ГЛОНАСС" планы стать оператором платформ для страховых компаний, которым может быть интересна точная информация о ДТП. Есть и другие направления, которые, по расчетам ОАО "ГЛОНАСС" обеспечивали бы ему постоянный доход, но они  не касаются непосредственно нашей сегодняшней темы.

Автопроизводители настаивали не только на отсрочке введения системы, но и хотели избежать обязательной установки ЭРА-ГЛОНАСС на машины, которые завозятся малыми партиями (до 150 штук). Под эту категорию подпадают машины класса люкс, а также электромобили. Подобное исключение лоббировала Volkswagen Group, в состав которой входят Porsche, Bentley и Lamborghini. В своем обращении в Минпромторг в прошлом году автоконцерн отмечал, что из-за небольших объемов продаж, затраты на оснащение одной машины системой ЭРА-ГЛОНАСС превысят доход от всех проданных машин, а себестоимость их производства вырастает на десятки процентов.

Проблема не в цене "кнопки": комплект "железа" для "Эры" стоит €100 - 200, в зависимости от того, есть ли в нем собственные акселерометры, гироскоп или громкоговорители, поясняют эксперты (Хотя, учитывая нынешний курс, и это немало). А вот сертификация таких устройств обходится в тысячу раз дороже. Все эти затраты, конечно, отразятся на ценах авто.

Сейчас не лучшее время для обязательного внедрения этой системы, рассказал "Утру" директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. "В условиях падения доходов населения продажи новых автомобилей и без того резко упали, - пояснил он. - Конечно, система нужна, но в период кризиса для экономии средств, наверное, пока в случае аварии автомобилист мог бы обойтись для вызова аварийных служб мобильным телефоном. Так что у меня большие сомнения в правильности решения об обязательной установке ЭРА-ГЛОНАСС на все поголовно новые машины. Процесс должен идти постепенно, надо сделать так, чтобы система стала привлекательной для бизнеса и для обывателей".

Как отметил в беседе с корреспондентом "Утра" исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов, жесткий запрет на обращение машин без ЭРА-ГЛОНАСС может подтолкнуть некоторых импортеров с небольшими объемами продаж уйти с российского рынка. Требование оснащать автомобили устройствами ЭРА-ГЛОНАСС было одной из самых веских причин, вынудивших концерн General Motors свернуть бизнес в РФ. Поэтому Удалов прогнозирует, что для местных автопроизводителей сроки внедрения системы все же будут отодвинуты.

У профильных ведомств действительно пока нет консолидированной позиции по вопросу введения полного запрета на обращение машин без ЭРА-ГЛОНАСС. В Минэкономики предлагают подходить к этому "осторожно". Ведомство подготовило обращение в правительство, в котором приводятся возможные последствия "тотального" внедрения системы.

"Важный вопрос, как это скажется на автопроме, и без того испытывающим не лучшие времена, и соотносится с мерами по поддержке отрасли", - отметили в министерстве.

В 2015 г. продажи новых автомобилей в России упали на 36% - до 1,6 млн машин.

Первый зампред комиссии по безопасности и работе с общественными наблюдательными комиссиями Общественной палаты РФ Дмитрий Чугунов, уверен, что обязательное внедрение ЭРА-ГЛОНАСС необходимо - и для укрепления транспортной безопасности, и для завоевания российским продуктом рынка спутниковой навигации.

"Дело в том, что Россия, во-первых, хочет добиться максимальной независимости от GPS с точки зрения национальной безопасности. Во-вторых, ГЛОНАСС - это конкурентоспособный продукт, и одна из главных задач в его продвижении - завоевание рынка спутниковой навигации. Для этого есть все основания: ГЛОНАСС - единственная действующая глобальная спутниковая система, помимо GPS, и по многим параметрам превосходит ее. Прочие системы пока либо только создаются, либо действуют как региональные. Поэтому не использовать такой благоприятный климат для завоевания лидирующих позиций на рынке было бы опрометчиво, - пояснил он "Утру". - Система ГЛОНАСС играет важную роль в укреплении транспортной безопасности. Касательно автомобильного транспорта - это прежде всего мониторинг транспортировки опасных и специальных грузов, пассажирских перевозок. Те же категории распространяются на авиационную и морскую безопасность".

"Да, автомобильный рынок реагирует на внедрение ГЛОНАСС местами без энтузиазма, но таковые реалии, - продолжает Чугунов. - Думаю, что до ухода каких-либо марок с российского рынка не дойдет. И если даже, например, из-за отказа оснащать свою продукцию ГЛОНАСС кто-то откажется работать в России, его место сразу займет другой автопроизводитель. Если сужение выбора моделей и будет, то ненадолго. И каких-то жестких обязательных мер тоже вводится не будет, просто процесс согласования с автопроизводителями, скорее всего, затянется, предполагаю, как раз приблизительно до 2020 года, особенно учитывая экономические реалии, в которых находится автомобильный рынок и российский автопром".

Выбор читателей