Ненасытная "Зенит-Арена" проглотит еще полмиллиарда

Один из самых дорогих футбольных стадионов мира потребовал новых ассигнований из-за провала импортозамещения. Но очередное денежное вливание не гарантирует, что объект сдадут в срок

Главная спортивная стройка России вновь требует финансовых вливаний. Стадион на Крестовском острове в Петербурге, строительство которого началось почти десять лет назад, опять подорожал. Новую высоту одна из самых дорогих футбольных арен мира возьмет благодаря индексации цен на закупку импортного оборудования. Власти города на Неве впервые всерьез заговорили о том, что стадион могут не успеть достроить к установленному сроку.

Фото: Fyodor Borisov/ Global Look

В начале февраля генеральный подрядчик строительства ЗАО "Инжтрансстрой" официально уведомил заказчика - комитет по строительству правительства Санкт-Петербурга - об увеличении сметы объекта на 435 млн рублей. Необходимое строительное оборудование на 98% является импортным, заменить его российскими аналогами не удалось. Из-за падения курса рубля зарубежная продукция существенно подорожала.

"Контракт у нас не индексировался с 2013 года. Сметная стоимость, которой мы оперируем сейчас, находится в показателях 2013 года. Можно себе представить, какое произошло подорожание", - говорил в конце прошлого месяца руководитель проекта "Строительство стадиона "Зенит", генеральный директор субподрядной организации "Инжтрансстрой-СПб" Виталий Лазуткин.

Как стало известно 8 февраля, власти дали добро на выделение дополнительных средств, без которых завершить строительство стадиона невозможно. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин сообщил, что "решение об индексации стоимости объектов ЧМ-2018 по футболу принято на федеральном уровне". При этом чиновник добавил, что цены постараются проиндексировать по минимуму.

По состоянию на 19 января 2016 г. питерский долгострой был готов на 81,7%. Отцы города ожидают, что стадион достроят к маю, а первый матч на нем будет сыгран в сентябре. Однако подрядчик утверждает, что спортивный объект будет сдан в эксплуатацию не раньше декабря 2016 г. - именно такие сроки прописаны во втором государственном контракте. Если не произойдет новых курсовых скачков или еще каких-нибудь катаклизмов, требующих дополнительного закачивания денег в футбольную стройку, итоговая стоимость строительства составит 35,3 млрд рублей.

В то, что эта цифра окончательная, верится с трудом. Как и в то, что сроки сдачи объекта вновь не будут сорваны. За время строительства арены они переносились уже столько раз, что каждая новая дата воспринимается футбольными болельщиками с сарказмом. Достаточно вспомнить, что первоначально строители обещали управиться за два года и закончить стадион к 2009 году.

Чем ближе окончание строительства, тем больше возникает опасений, что закончить арену к сроку не успеют. Ведь стадион должен принять крупный международный турнир - Кубок Конфедераций - уже в 2017 г., за год до проведения мирового первенства. На минувшей неделе контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга пришла к выводу, что риск срыва сроков сдачи объекта очень высок.

Большинство работ выполняется со значительным отставанием от графика: строители запаздывают с монтажом крыши, устройством покрытия трибун, монтажом плит футбольного поля, облицовкой фасада, монтажом системы водоснабжения, установкой кресел на трибунах и многим другим. Некоторые виды работ - например монтаж системы передвижения и управления кровлей - даже не начаты, хотя по графику уже должны вестись.

Аудиторы выявили дефекты конструкций стадиона, что вызвало сомнения в их долговечности, а кроме того, обнаружили, что договоры с субподрядчиками на ряд работ на общую сумму более 1,5 млрд руб. до сих пор не заключены. Серьезное отставание по срокам уже привело к тому, что правительство Санкт-Петербурга вынуждено было на полгода продлить контракт с подрядчиком. При этом "Инжтрансстрой" великодушно освободили от выплаты неустойки городскому бюджету в размере 675 млн рублей.

Компания и так испытывает серьезные финансовые проблемы, в отношении нее инициирован иск о банкротстве. Из-за задержек заработной платы персоналу на объекте резко сократилось число строителей. Выплата неустойки могла окончательно разорить подрядчика, и тогда городским властям пришлось бы в пожарном порядке разыскивать желающих достроить арену.

Официальные лица, впрочем, заявляют, что строительство под контролем и что "эти проблемы неглобальные". "У нас нет оснований говорить, что Санкт-Петербург не справится с обязательствами. Нас заверили, что все будет хорошо", - заявил на днях министр спорта РФ Виталий Мутко.

Стоит напомнить, что строительные работы на Крестовском острове начались еще в 2006 г., когда был снесен старый стадион имени Кирова. Общая площадь "Зенит-Арены" составит около 280 тыс. кв. м, стадион будет способен вместить 68 тысяч зрителей во время футбольных матчей и 77 тысяч зрителей во время концертов. В 2018 г. стадион примет матчи чемпионата мира по футболу.

За истекшее десятилетие стоимость объекта возросла с 6,7 до 43,8 млрд руб., однако затем, по настоянию Счетной палаты РФ, смету снизили до 35 миллиардов. Но, несмотря на экономию, стадион в Петербурге все равно войдет в число самых дорогих футбольных арен мира. Стоимость "Зенит-Арены" можно сопоставить с затратами на возведение ультрасовременных лондонских стадионов "Уэмбли" ($1,5 млрд, четыре года строительства, вместимость - 90 тысяч зрителей) и "Эмирейтс" ($750 млн, три года строительства, вместимость - 60 тысяч зрителей).

Выбор читателей