Лифты пора обезопасить

Управляющие компании зачастую доверяют эксплуатацию оборудования подъемных машин, а значит, вручают судьбы людей, ежедневно пользующихся ими, ненадежным компаниям, предлагающим самую низкую цену

Минстрой РФ после нескольких недавних аварий с лифтами, приведших к гибели людей, поручил органам Жилнадзора совместно с Ростехнадзором и муниципальными властями в течение месяца проверить наличие договоров на обслуживание лифтов и соответствия обслуживающих компаний установленным требованиям. Вот только эти требования специалисты считают никудышными, пишет "Московский комсомолец".

Сотрудник "Мослифта" в машинном отделении одного из домов города. Фото: Артем Коротаев/ ТАСС

Сейчас за производство лифтов отвечает Росстандарт, за монтаж - Госстройнадзор, за обслуживание - Ростехнадзор, за эксплуатацию - Жилинспекция и управляющие компании. Последние, вручают судьбы людей, ежедневно пользующихся этим транспортным средством сторонним фирмам. Причем главный критерий выбора подрядчиков простой - цена. Требования к такой компании тоже простые - ее руководитель должен обладать дипломом инженера. Вот и все. А сколько сотрудников в такой фирме, наличие опыта, запчастей, оборудования, никого не интересует. Да и уставный капитал в размере 10 тыс. рублей - норма.

Лицензирование обслуживающих лифты фирм было отменено около 10 лет назад. При этом системы саморегулирования и добровольной сертификации таких организаций не было создано. Ранее лифты, как опасные объекты, находились в ведении Ростехнадзора. Он проверял проекты по их строительству, а также следил, чтобы эти транспортные средства правильно и своевременно обслуживались специализированными организациями. Да и требования к компаниям были жесткими - в отрасли, как правило, существовали в основном крупные игроки, не только обладающие квалифицированным штатом, но и занимавшиеся производством самого лифтового оборудования. В 2012 г. лифты были исключены из числа опасных объектов. Два года ими можно было вообще не заниматься, работают - и ладно.

Вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров рассказал, что жесткие требования Ростехнадзора заменил Регламент Таможенного союза, где все написано обтекаемо: лифт надо эксплуатировать, подпускать к нему квалифицированный персонал и осуществлять техобслуживание. В Белоруссии и Казахстане госконтроль за лифтами сохранили, а в России собственная методика контроля так и не появилась. В стране отсутствует документ, который бы определял обязанности обслуживающих компаний и их персонала и обязанности владельцев лифтов.

Контроль над лифтами Ростехнадзору все-таки вернули, но в урезанном виде. Теперь ведомство не проверяет проектную и эксплуатационную документацию, а следит лишь за тем, чтобы она в принципе существовала.

Компании, управляющие домами, из экономии нередко заключают договоры на обслуживание с фирмами, предлагающими самую низкую цену. Их механикам приходится обслуживать максимум лифтов, чтобы только они функционировали. На детальный осмотр кабины и лифтового оборудования просто не остается времени. А для профессиональной диагностики состояния лифтов у таких фирм может не быть высококвалифицированных специалистов и соответствующего оборудования.

К проблеме лифтового хозяйства подключились законодатели. Депутаты от "Справедливой России" внесли в Госдуму законопроект, который ужесточает требования к безопасности эксплуатации и своевременности проведения капитального ремонта лифтов. Председатель Комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Московской областной думы Владимир Дупак заявил, что "сфера регулирования деятельности по обслуживанию лифтового хозяйства стала очень либеральной. Как результат такого излишнего либерализма могу отметить появление на рынке обслуживания и содержания лифтов случайных поставщиков услуг, которые в погоне за прибылью не предъявляют особых требований к производственному процессу и не уделяют должного внимания развитию персонала".

По мнению Алексея Захарова, проблему безопасной эксплуатации может решить возвращение лифтов в статус опасных объектов и передача контроля над ними в полном объеме Ростехнадзору, как это было ранее. "Нужен документ, который определял бы обязанности обслуживающих компаний и их персонала, обязанности владельцев лифтов", - считает Захаров.

О безопасности своей продукции задумались производители. Крупнейшие изготовители лифтов просят законодательно закрепить за ними контроль технического состояния лифтового оборудования после его установки в жилых домах, а право на обслуживание предоставить только специалистам, получившим сертификат производителя.

Как заявил гендиректор ПАО "Карачаровский механический завод" Сергей Заика, "сейчас производители практически не могут проверить состояние проданного оборудования после установки, а его обслуживанием в итоге занимаются ремонтники, которые не прошли специальное обучение по эксплуатации и ремонту лифтов конкретного производителя".

Реализация всех предлагаемых мер повышения безопасности лифтов в жилых домах и производственных корпусах займет немало времени. Основных требований не так много. Регламенты технического обслуживания, соблюдение квалификации сотрудников, наличие перечня необходимого оборудования и проведение согласно регламенту периодического технического освидетельствования. Должен быть установлен порядок контроля за выполнением этих требований со стороны городских властей и ответственность владельцев лифтов.

Понятно, что вернуть в цивилизованное состояние целую отрасль быстро не получится. Ведь разрушалась она на протяжении десятков лет. Но, по крайней мере, целесообразно на переходный период сделать упор на компаниях с госучастием, которые еще сохранились во всех регионах России. Это одни из немногих в отрасли, кто еще соблюдает стандарты качества и жестко следит за техническим состоянием лифтов. Хотя и проигрывают многочисленным мелким "ооошкам" в тендерах на обслуживание по ценовому критерию.

Выбор читателей