Названа цена избирательной кампании одномандатника

Эксперты разошлись во мнениях о сумме, в которую могут обойтись выборы одного условного кандидата по одномандатному округу. Большинство из них предположили, что она составит от 50 до 80 миллионов рублей

Эксперты разошлись во мнениях о том, в какую примерно сумму в среднем по стране могут обойтись выборы одного условного кандидата по одномандатному округу. Портал "Политаналитика" провел опрос среди федеральных политологов и политтехнологов, и большинство из них - 46% - сошлись во мнении, что избирательная кампания обойдется кандидату-одномандатнику в сумму от 50 до 80 млн рублей.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев согласился с такими цифрами.

"Во-первых, люди, участвующие в выборах - это люди уже известные и раскрученные. В свою узнаваемость они вложились ранее. Во-вторых, если речь идет о кандидатах от ЕР, то стартовую известность кандидату создают праймериз. На праймериз кандидат не расходует средства. Если говорить о возможности мощного старта, возможности заработать узнаваемость и доверие, то праймериз - это прекрасная возможность для кандидата сэкономить деньги, приобрести умения и навыки, личностный ресурс", - пояснил он.

По его словам, некоторые преимущества даст и принадлежность к тому или иному партийному бренду. Например, кандидатам от КПРФ и ЕР, как и от ЛДПР, принадлежность к бренду предоставляет некоторое количество бонусов.

Калачев также предположил, что "когда кампании стартуют в округах, то и кандидаты, и партии, и региональные власти будут пытаться перевести все в договорное русло; способность договариваться и делиться будут играть даже более важную роль, чем ресурс финансов".

Крупный бизнес вкладываться в одномандатников и заниматься политикой не готов, отметил глава Политической экспертной группы. "Предыдущие уроки - политика отдельно, бизнес отдельно - усвоен. На выборы можно дать любые деньги, можно потрать 100, 150 и 200 миллионов. Будут кандидаты, чей бюджет будет значительно больше 100 миллионов рублей, будут и среди одномандатников такие, чьи бюджеты достигнут от 100 до 300 миллионов", - добавил он.

Однако лимитом для большинства Калачев считает сумму от 50 до 80 миллионов. "Это та сумма, которая позволяет рассчитывать на привлечение необходимого количества избирателей при условии стартовой известности", - заявил он.

А политолог Павел Данилин считает, что в среднем по стране одномандатники вполне обойдутся меньшими расходами в 30 - 50 млн руб. на кандидата.

"Главное условие участия нормальных, адекватных одномандатников в кампании, которые рассчитывают на победу, - это то, что они должны быть более-менее известные игроки в регионе. Не бывает так, что корабль приплывает с кандидатом, который "пыжиковую шапку уворовал", и его просто вот избирают за копейки", - сказал он.

Эксперт уверен, что, "если кандидат известен в регионе, у него накопились связи, сетка, он может использовать друзей, знакомых, автомобили и т.д".

"Все ему будет доставаться в несколько раз дешевле, чем тому кандидату, который приходит из неоткуда, или который вообще не имеет никакой известности. И поэтому расчеты по поводу 100 миллионов рублей, или 200 миллионов рублей, это все делается для таких бонз, которые приехали из Москвы и сказали: "Сделайте мне так, чтобы было красиво". Но при этом гарантия, что они не изберутся, составляет примерно 75%", - подчеркнул политолог.

Изберутся люди, работающие на местах, которых знают, предупредил Данилин. "Конечно, если у тебя в кармане немеряно денег, могут тебя избрать, но в реальности тратить деньги на заведомо проигрышную компанию мало кто будет", - подчеркнул он.

Читайте также

Выбор читателей