Роскомнадзор защитит психику игроманов

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций намерена регулировать онлайн-игры. Ведомство обсуждает с экспертами разработку подходов по осуществлению этой меры

Роскомнадзор рассматривает варианты регулирования онлайн-игр, называя это задачей государственного уровня. В настоящее время ведомство обсуждает с экспертами Фонда развития интернет-инициатив разработку подходов по осуществлению этой меры.

Фото: imago stock&people/ Global Look

По словам главы Роскомнадзора Александра Жарова, причина появления данной инициативы - большое количество трагедий среди подростков. Сайты, которые являются интерактивными площадками для игроков, раньше уже попадали в реестр запрещенной информации, поскольку там содержалась пропаганда суицида. А связаться с администрацией игровых ресурсов бывает очень сложно, отмечает Жаров.

Онлайн-игра - в достаточной степени изолированная система. Взаимодействие между игроками происходит и в режиме онлайн, и в режиме machine-to-machine - то есть "приставка к приставке". Чем иногда пользуются экстремистские группировки.

Так, по сведениям Жарова, во время ноябрьских терактов в Париже боевики "Исламского государства*" (запрещено в РФ) контактировали между через PlayStation4. Удобство использования приставки заключается в том, что во время переписки между участниками чата невозможно определить, относятся призывы убивать к событиям игры или к реальной террористической атаке.

Некоторые страны для защиты от потока жестокости и насилия уже вводят ограничения в сфере интернет-игр. Так, в Китае существует запрет на изображение крови в трехмерных шутерах (стрелялках); чаще всего кровь заменяют световыми вспышками.  

"Это разумно, поскольку защищает психику пользователя от дополнительной агрессии, - отметил в беседе с корреспондентом "Yтра" директор российской компании-разработчика многопользовательских браузерных онлайн-игр Destiny Development Антон Аграновский. - И, действительно, может принести пользу".

Вместе с тем, по мнению Аграновского, дополнительного регулирования в российском законодательстве сфера компьютерных игр не требует, поскольку действующие законы достаточно хорошо защищают пользователя и "вполне прозрачно взаимодействуют с разработчиками и операторами". А любое лишнее вмешательство может привести к тому, что представители отрасли просто переместят свой бизнес в другие страны.

"Сейчас и так присутствует определенная курсовая разница в зарплатах, стоимости и в выручке, - отметил Аграновский. - Начинающим бизнесменам могут просто перекрыть кислород и усложнить выход на рынок. А ведь игры, как и производство фильмов - это сложный и ресурсоемкий бизнес, требующий много времени. На него уходят годы. Игры, вышедшие в 2015 г., были заложены еще в 2011-м".

Аргументы, которые приводит Роскомнадзор, во многом выглядят обычным популизмом, считает директор Destiny Development. В целом, намерение отрегулировать отрасль онлайн-игр вызывает у него недоумение: "И я, и представители Роскомнадзора выросли в советское время. Потом мы жили в 90-е годы - играли в Doom, в Quake, в другие игры. И никого это не смущало! Сегодня из них выросли нормальные, вменяемые, адекватные люди, которые почему-то сегодня хотят регулировать отрасль игр. У меня первое образование - медицинское. Давайте посмотрим, сколько народу умирает от суицидов, вызванных компьютерными играми. По сравнению со смертями вследствие инсультов, инфарктов и автокатастроф таких случаев гораздо меньше. Конечно, излишняя жесткость в играх - это плохо. Однако мое мнение, что лучше перестрелка в онлайн-пространстве, чем война".

Затрагивая тему переписки террористов в игровых чатах, Аграновский посетовал, что отличить разговор обычных геймеров от боевиков-радикалов будет практически невозможно. При этом он отметил, что в каждой крупной компании есть свой отдел модерирования и система реагирования на призывы к насилию и разжиганию розни. В этом, по мнению директора Destiny Development, большая заслуга Роскомнадзора.  

Между тем предложение по регулированию онлайн-игр нашло поддержку у части психологов. Руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ Елена Смирнова в беседе с корреспондентом "Yтра" выразила озабоченность в связи с привязанностью детей к гаджетам.

"Тотального запрета быть не должно, - говорит она. – Но как психолог я уверенно заявляю: доступ к компьютерным играм нужно и дальше ограничивать. Одно дело - когда они познавательные и образовательные, и совсем другое - различные страшилки. Здесь необходима работа родителей, ведь сегодня с малых лет дети осваивают технологии и смогут при желании получить доступ к чему угодно".

При этом Смирнова отметила, что границы допустимого в виртуальном пространстве очень размыты и необходимо тщательно прописать все нормы, которые нельзя нарушать. "Это очень тонкие вещи: что можно считать пропагандой суицида, а что - нет. Стрельба, грустная музыка в саундтреке к игре или просто страшная картинка на экране - призыв к суициду можно приписать к чему угодно, не имея четких критериев", - предостерегла психолог.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей