Капремонту домов прописали перезагрузку

Законодатели предложили улучшить программу капитального ремонта кредитованием, техническим регламентом и скидками. Обещано также ужесточение правил использования средств в этой сфере

Программа капитального ремонта жилых домов, запущенная три года назад, работает не эффективно и нуждается в модернизации. К такому выводу пришли члены президиума Совета законодателей РФ, которые 18 февраля провели первое в этом году заседание.

Фото: Евгений Курсков/ ТАСС

Участники заседания еще раз подчеркнули: взимание денег на приведение жилищ в божеский вид целиком оправданно и неизбежно. В стране более половины жилого фонда нуждается в капитальном ремонте. Своими силами государство не может решить такую задачу, а потому настойчиво просит граждан войти в долю.

В настоящий момент средний уровень собираемости взносов на капремонт достигает почти 80%. За два года было собрано более 50 млрд рублей в региональных фондах и на специальных счетах, принадлежащих жильцам. По программе ремонт сделали в 20 тыс. домов по всей стране, более 4,5 миллионов граждан улучшили условия проживания.

Тем не менее и властям, и гражданам хотелось бы, чтобы выполнение программы шло быстрее. "Одним из способов решения финансовых вопросов в сфере ЖКХ может стать применение механизмов кредитования капитального ремонта", - заявила на заседании спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

По ее словам, такие кредиты должны выдаваться на льготных условиях. Федеральным и региональным органам власти предлагается субсидировать проценты по ним "для решения острейшей социальной задачи приведения жилых домов в надлежащее состояние".

Чтобы деньги на капремонт не утекали сквозь пальцы и не обесценивались, нужно ужесточить контроль за нецелевым использованием средств и предусмотреть механизмы их защиты от инфляции. Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис пообещал, что правила регулирования будут законодательно ужесточены в ближайшие месяцы. По ним будет определяться размер взноса, план работ и санкции к региональным властям в случае его невыполнения.

Среди других предложенных Матвиенко мер по улучшению программы капремонта - утверждение регламента проведения ремонтных работ. По нему исполнители будут обязаны проводить мероприятия по энергосбережению домов, обеспечивать здания доступом в интернет, отдавать предпочтение отечественным технологиям и материалам.

Традиционно самый больной вопрос, связанный с капремонтом, - размер ставки. Плата, по словам Матвиенко, должна зависеть от типа здания, этажности, сроков эксплуатации и других конструктивных особенностей. При этом федеральным властям предложено контролировать обоснованность минимального тарифа в каждом регионе: времена нынче сложные, все хотят сэкономить, но деньги на капремонт тоже откуда-то надо брать.

Для пенсионеров и инвалидов с 2016 г. предусмотрены скидки от базовой ставки взноса на капремонт. Правда, из-за неповоротливости региональных чиновников в некоторых субъектах федерации до сих пор не определен порядок оформления этих преференций. В связи с этим сенатор Дмитрий Азаров заявил, что механизм предоставления льготы должен быть максимально упрощен.

Он также предложил провести реальную оценку объема недофинансирования капитального ремонта, разобраться в причинах и обеспечить выработку необходимых мер. "Нужно разработать комплекс мер по реформированию системы ценообразования при проведении таких работ, утвердить на федеральном уровне требования по обязательной разработке проектно-сметной документации по проведению работ по капитальному ремонту", - добавил сенатор.

В ходе заседания законодатели обсудили и другой животрепещущий вопрос - систему кадастровой оценки недвижимости. По новым законам, налог на имущество должен рассчитываться, исходя из кадастровой оценки его стоимости; на новую систему исчисления перешли уже 59 регионов. Однако законодатели отмечают, что в последнее время жалобы на несправедливую кадастровую оценку льются сплошным потоком. За прошлый год их число составило 30 тысяч. После рассмотрения жалоб суммарная стоимость неправильно оцененной недвижимости снизилась на 1 трлн рублей.

Валентина Матвиенко заявила, что главной проблемой является "непрозрачность и субъективность определения кадастровой стоимости объекта". Формула ее расчета так и не определена, перечень оценивающих организаций не утвержден. Чиновники на местах, пользуясь предоставленным им правом, устанавливают максимальную ставку налога на имущество.

Для исправления ситуации председатель Мосгордумы Алексей Шапошников предложил ввести общие параметры оценки недвижимости на территории страны, а также создать специализированное бюджетное учреждение, которое будет проводить оценку и нести за это ответственность. Методика кадастровой оценки объектов недвижимости в настоящий момент несовершенна, сказал депутат, но это не снимает с оценщиков ответственности за плохо выполненную работу. Шапошников предложил ввести ответственность для специалистов, осуществляющие кадастровую оценку недвижимости, если заявленная ими стоимость по кадастру будет оспорена в суде. Эта радикальная мера предостережет оценщиков от завышения стоимости объекта.

В завершение спикер Госдумы Сергей Нарышкин попытался сгладить острые углы, обозначившиеся в ходе заседания. По его словам, отладка кадастровых расчетов и внедрение систем капремонта домов идут не без проблем, но ситуацию нужно рассматривать в комплексе. "Вряд ли дискуссия даст положительный результат, если вместо профессиональных аргументов и предложений лишь искать виноватых, оправдываться дефицитными бюджетами или валить все на негодное исполнение законов", - сказал он.

Выбор читателей