АвтоВАЗу ищут нового главу

Владельцы автозавода недовольны плачевными финансовыми результатами предприятия, и ведут переговоры с потенциальными кандидатами на должность его руководителя

Акционеры АвтоВАЗа ищут замену президенту - гендиректору компании Бу Андерссону. Возглавить предприятие предлагали гендиректору КамАЗа Сергею Когогину, но тот отказался.

Фото: сайт АвтоВАЗа

Андерссона хочет уволить не только владелец блокирующего пакета АвтоВАЗа госкорпорация "Ростех", но и Renault - Nissan (владелец контрольного пакета акций завода), утверждает один из собеседников "Ведомостей". Альянс недоволен работой Андерссона, а именно - плохими финансовыми результатами предприятия.

Шведский топ-менеджер появился на АвтоВАЗе в начале 2014 г., с ним подписан трехлетний контракт. Пока не ясно, возможно ли досрочное расторжение трудового договора. Но акционеры настроены решительно, сообщил источник издания. И если Андерссона сейчас не уволят, то существенно его полномочия, назначив в пару ему человека, который возьмет на себя все оперативное управление компанией.

Неизвестно также, получит ли Андерссон право на "золотой парашют" в случае досрочной отставки. Как правило, размер компенсации при досрочном расторжении контракта составляет 6–12 окладов. Андерссон говорил, что получает $50 тыс. в месяц в рублевом эквиваленте.

Ближайший совет директоров АвтоВАЗа должен состояться в марте, но дата пока не утверждена.

Гендиректор "Ростеха" Сергей Чемезов осенью 2015 г. критиковал Андерссона за его методы оптимизации штата. "Народ выгнали на улицу, - посетовал он. - Эта практика, наверное, европейская, мы считаем, что этого делать нельзя, надо вести себя гибче".

В 2014 г. численность работников предприятия сократилась почти на 20%, в 2015 г. - еще примерно на 15%, до 44,5 тысяч человек.

Президент Renault-Nissan Карлос Гон, который и выдвинул кандидатуру Андерссона, не раз заверял, что альянс доволен его работой в условиях сократившегося почти вдвое авторынка.

 "Люди не понимают, насколько это жестокий шок для АвтоВАЗа", - говорил он в январе.

В таких условиях никто не смог бы вывести АвтоВАЗ в прибыль, уверен один из контрагентов завода. Падение спроса оказалось затяжным, что сильно усложнило задачу, соглашается человек, близкий к АвтоВАЗу. Но Андерссону не удалось сформировать эффективную команду, способную минимизировать потери. Местным кадрам он предпочитает привлеченных менеджеров, но и они далеко не все могут ужиться с авторитарным стилем управления Андерссона, поясняет он.

Несмотря ни на что шведский топ-менеджер сумел выполнить ряд поставленных перед ним задач. На рынок были выведены новые модели - "Лада Веста" и "Лада Иксрей", в результате АвтоВАЗ вплотную приблизился к получению 20%-й доли на рынке.

А вот с финансами у компании большие проблемы, и Андерссону не удалось вывести ее на положительный денежный поток. Чистый убыток АвтоВАЗа в 2015 г. увеличился почти втрое - до 73,9 млрд рублей, чистый долг – почти на 50%, до 88,8 миллиарда. Чтобы избежать приостановки операционной деятельности, предприятие вынуждено просить финансовой подпитки от акционеров.

Главными причинами роста убытка АвтоВАЗ называет удорожание комплектующих на фоне девальвации рубля и падение спроса. В 2015 г. российские продажи автомобилей "Лада" упали на 31% на фоне общего сокращения рынка на 36%.

Сменить Андерссона предлагали гендиректору КамАЗа Сергею Когогину, но тот отказался, говорят источники "Ведомостей". С кем еще велись или ведутся переговоры, они не знают. Однако активный поиск акционерами нового кандидата не говорит о возможности досрочной отставки действующего президента АвтоВАЗа, отмечает председатель совета директоров TopContact Артур Шамилов: поиск топ-менеджера такого уровня занимает шесть - девять месяцев.

Читайте также

Выбор читателей