Млечный Путь оказался галактикой-зомби

Как долго продлится жизнь нашей галактики, не известно, в любом случае это произойдет еще через миллиарды лет, хотя уже сейчас гораздо больше звезд умирает, чем рождается. Определенно, Солнце погаснет раньше

Звезды в нашей галактике образуются уже не с той стремительностью, что в прежние времена. Это свидетельствует о том, что Млечный Путь обречен. Такую безрадостную новость поведали человечеству ученые-астрофизики из Франции. Впрочем, на наш век, как и на жизнь наших прапрапраправнуков, пороха в космических пороховницах еще хватит.

Фото: Peter Komka/ AP Photo/ MTI

В рамках проекта APOGEE группа исследователей из Парижской обсерватории на протяжении нескольких лет занималась изучением скорости звездообразования в нашей галактике. Результаты этой работы опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysics. При помощи спектрографа Sloan Digital Sky Survey, расположенного в штате Нью-Мексико (США), ученые восстановили "родословную" Млечного Пути. Они проанализировали химический состав около 10 тыс. стареющих звезд и пришли к удивительным выводам.

Первый этап формирования нашей галактики завершился примерно 10 млрд лет назад. Так образовался так называемый толстый диск, состоящий из более старых небесных тел. После этого, в промежутке от 10 до 8,5 млрд лет назад, скорость образования новых звезд в Млечном Пути по неизвестным причинам резко упала. Спустя некоторое время рождение светил вновь возобновилось, но проходило уже гораздо более медленными темпами. Сравнительно молодые звезды составили так называемый тонкий диск нашей галактики.

К настоящему моменту процессы образования звезд фактически остановились. Девять миллиардов лет назад в единицу времени возникало в десятки раз больше небесных тел, чем на нынешнем историческом этапе. Таким образом, Млечный Путь постепенно превращается в полуживую галактику-зомби. Она продолжает свое существование, но не приносит новых "плодов".

Раньше считалось, что жизненные циклы галактик зависят от количества газа, которое остается в них для образования новых звезд. Когда после возникновения сверхновых, под воздействием черной дыры или вследствие постепенного улетучивания газ заканчивается, галактика начинает умирать. Однако теперь выяснилось, что галактики могут перестать расти даже тогда, когда запасов газа для звездообразования в них еще предостаточно. Хуже всего, что это произошло именно с нашим галактическим домом.

Астрономам доподлинно не известно, по какой причине началось угасание активности Млечного Пути. Скорее всего, это происходит из-за активного взаимодействия между толстым и тонким дисками.

Около 10 - 8,5 млрд лет назад в нашей галактике сформировалось сверхплотное ядро (известное также, как перемычка, или балдж). Рождение "комка" из звезд и прочих объектов в центре Млечного Пути, вероятно, перестроило структуру всей галактики в целом. Теперь диски постоянно встряхивают газовые залежи нашей галактики, делая газ слишком горячим для формирования новых звезд.

Руководитель исследования Миша Хейвуд не исключает, что аналогичные процессы идут и в других спиралевидных галактиках. Но все они расположены слишком далеко, и потому ученые не могут их прозондировать.

При этом для нас все могло закончиться еще хуже, а говоря точнее, даже не начаться. Млечный Путь еще с десяток миллиардов лет назад из-за взболтанного газа мог превратиться в мертвую линзовидную галактику, и Земля бы в ней даже не образовалась. Но разгоряченный газ, по предположению Хейвуда, постепенно остановился и охладился в результате столкновений крупных газовых облаков на периферии галактики. Благодаря этому началась "вторая серия" формирования звезд и планет.

Как долго еще протянет Млечный Путь, ученые сказать не могут. Но отведенный ему срок жизни измеряется миллиардами лет. Скорее всего, наша планета так долго не протянет: Солнце погаснет раньше.

Независимые ученые подтверждают обоснованность предположений группы Хейвуда. "Звездообразование сводится к битве между гравитацией и другими явлениями, например, турбулентностью. Результаты, полученные при изучении Млечного Пути, дают нам подсказку, что мы должны искать то же самое в других развивающихся спиральных галактиках", - сказала астроном Кэтрин Алатало из обсерватории Карнеги в Пасадене (Калифорния, США), не принимавшая участия в исследовании.

Отметим, что астрономы не первый раз "радуют" человечество открытиями о скором конце света. Прошлым летом международный коллектив астрономов под руководством австралийских ученых пришел к выводу, что окружающая нас Вселенная вырабатывает в два раза меньше видимого излучения и других форм энергии, чем она вырабатывала 2 млрд лет назад. Это говорит о том, что она медленно, но верно умирает. Согласно подсчетам авторов исследования, примерно через 100 трлн лет, когда последние красные карлики исчерпают свои запасы "звездного горючего", Вселенная окончательно перейдет в так называемую эпоху вырождения.