Белый дом и ФБР влезут в душу каждому

Интересы безопасности вошли в клинч с правами человека. Американские власти, бесконечно критикующие другие страны за нарушение демократии, сами готовы беззастенчиво вмешиваться в частную жизнь

Во время выступления в штате Техас в пятницу, 11 марта, президент США Барак Обама заявил, что власти страны в критических случаях должны иметь доступ к гаджетам граждан.

Фото: Jens Kalaene/ Global Look

Старательно уклоняясь от участия в конфликте между американским Минюстом и компанией Apple, которая отказалась предоставить силовикам доступ к данным в смартфоне убитого террориста, хозяин Белого дома все же недвусмысленно дал понять, на чьей он стороне. "Следует задать вопрос: если с технической точки зрения можно создать устройство, к которому нельзя получить доступ, или столь мощную систему шифрования, что она полностью защищена от взлома, то как мы сможем арестовать распространителя детской порнографии или раскрыть заговор террористов?" - сказал он.

Призывы к установлению тотального контроля над обывателями американский лидер объясняет соображениями безопасности. Участившиеся случаи терактов заставляют государство идти на крайние меры для защиты своих граждан. Одной из таких мер и является контроль над содержимым мобильных устройств. Это меньшее из двух зол. Только так власти смогут предотвратить готовящиеся преступления и снизить общий уровень криминала, полагает президент США.

По словам Обамы, гаджет, который невозможно взломать, - это примерно то же самое, что "швейцарский банк в кармане". Такие устройства затрудняют борьбу с уклонением от уплаты налогов и другими финансовыми махинациями. В связи с этим глава государства выступил против производства смартфонов, к которым доступ невозможно получить в принципе. В то же самое время он отметил, что "лазейка" к персональным данным должна быть открыта не постоянно и не у всех. Пользоваться правом проверки правоохранители должны только в том случае, если конкретный человек попал под подозрение.

Дискуссия о допустимости тотальной слежки за пользователями электронных устройств и доступности защищенной информации по запросу спецслужб разгорелась в американском обществе после того, как компания Apple отказалась помочь Федеральному бюро расследований взломать смартфон, принадлежащий исполнителю теракта в городе Сан-Бернардино (Калифорния) в декабре прошлого года. Следователи установили, что погибший в перестрелке с полицией преступник Сиад Фарук был связан с запрещенной в РФ террористической группировкой "Исламское государство*", и полагали, что в его iPhone могут храниться сведения о возможных пособниках. Но убедить "яблочную" корпорацию посодействовать выуживанию важной информации не смогли ни суд, ни Министерство юстиции США.

В компании Apple гордятся своим подходом к безопасности, в соответствии с которым получить доступ к информации на телефонах с последними версиями операционной системы можно только по вводу пароля и никак иначе. Взломать их невозможно в принципе. ФБР является ярым противником такой модели. Агенты обвиняют компанию в пособничестве преступникам: бывает, что у властей есть санкции от суда на доступ к информации на смартфоне подозреваемого, но нет технической возможности воспользоваться этим правом.

Для вскрытия телефона Фарука от Apple требовалось снять ограничение на число попыток ввода пароля, после достижения которого вся информация на телефоне стирается. Тогда бы вскрыть защиту удалось методом перебора. Но глава корпорации Тим Кук ответил отказом и выпустил специальное заявление, в котором пояснил, что такая уступка создала бы опасный прецедент, представляющий угрозу демократии. Его слова мгновенно подтвердились: власти потребовали от Apple взломать еще 12 "подозрительных" iPhone. По мнению Кука, ФБР не просто стремится раскрыть конкретное преступление, а требует от корпорации создать "черный ход" для спецслужб в операционный системе iOS. Пользоваться им силовики обещают только в самых крайних случаях, но проконтролировать их не сможет никто. К тому же если "черный ход" откроется злоумышленникам, это поставит под угрозу десятки миллионов людей.

В обществе мнения разделились. Представители десятков IT-компаний, в том числе такие гиганты, как Facebook, LinkedIn, eBay, AT&T, Twitter и Google, встали на сторону Apple. В то же время, основатель Microsoft Билл Гейтс поддержал ФБР и призвал Apple один раз поступиться своими принципами, поскольку речь идет об исключительном случае, имеющем большую общественную значимость. Позицию властей США поддержали и родственники жертв "сан-бернардинского стрелка", посоветовав производителям iPhone прекратить все споры на этот счет, поскольку на взлом телефона имеется предписание суда.

В стороне не осталась даже Организация Объединенных Наций. Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн призвал власти США действовать в этом деле с "большой осторожностью". Он отметил, что спор между Apple и ФБР может иметь негативные последствия для сферы прав человека в мире. По словам аль-Хусейна, ФБР заслуживает всесторонней поддержки при расследовании этого "отвратительного преступления", но вопрос стоит о том, "где должна быть проведена красная линия, необходимая для защиты всех нас от преступников и репрессий".

"Власти рискуют открыть ящик Пандоры, который может иметь исключительно разрушительное воздействие на права многих миллионов людей, включая их физическую и финансовую безопасность", - сказал комиссар, добавив, что успех иска против Apple помешает IT-компаниям во всем мире защищать частную жизнь своих клиентов. Хакеры и диктаторы только спасибо скажут за это американским властям.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей