Минфин ловко оттяпал кусок у регионов

Российское финансовое ведомство хочет отнять у утопающих в долгах субъектов федерации доходы от топливных акцизов. Ранее говорилось, что повышение акцизов должно помочь региональным бюджетам пройти кризис

Давно славящийся изобретательностью по части отъема денег у населения Минфин разыграл еще одну виртуозную комбинацию - на этот раз с повышением топливных акцизов, которое было спешно одобрено и Госдумой, и Советом Федерации в один день.

Фото: Anton Belitsky/ Russian Look

Ведомство Антона Силуанова подготовило законопроект, лишающий региональные бюджеты 23% поступлений от упомянутых акцизов. До сих пор такие доходы доставались регионам в полном объеме. Таким образом Минфин планирует заполучить для федеральной казны 68 млрд руб. в текущем году и 81 млрд - в 2017-м. Как будут восполнять выпадающие доходы на местах, в ведомстве, похоже, никого не волнует.

Бензиновый акциз, в соответствии с решением законодателей, должен повыситься с 1 апреля на 2 рубля. Сборы с дизтоплива вырастут на рубль. В результате с каждой тонны проданного на внутреннем рынке бензина 5-го класса государство будет получать в виде акциза 10 тыс. 130 рублей, с тонны солярки - 5 тыс. 293 рубля.

Аргументируя необходимость такого шага, глава Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что "это дополнительные деньги в регионы, бюджеты многих из которых худые, их надо пополнить". Об этом же говорилось в заключении правового управления Сената. Естественно, члены Совфеда - сами выходцы из регионов, прекрасно представляющие, как трудно нынче сводить бюджетные концы с концами на местах, - отвергнуть такое предложение не могли и проголосовали "за".

Меж тем в Минфине - который, кстати, и стал инициатором повышения - уже тогда осторожно намекали на то, что рассматривают эту меру совсем в ином ключе. Заместитель главы ведомства Юрий Зубарев, выступая в Госдуме, заявил, что это "вынужденная мера по мобилизации доходовфедерального бюджета". "В текущей крайне сложной бюджетной ситуации это единственный способ пополнить дорожные фонды", - подчеркнул замминистра.

Это сейчас то, что Минфин изначально не собирался полностью отдавать регионам акцизные доходы, уже стало ясно как день: некоторые журналисты утверждают даже, что в ходе думского выступления Зубарев упоминал-таки, что средства будут зачислены в федеральный бюджет, который "сможет гарантировать неуменьшение как региональных, так и федерального дорожных фондов".

Однако тогда парламентарии этих слов то ли не услышали, то ли предпочли не задумываться над ними. А в сопроводительных документах о передаче акцизных сборов в федеральный бюджет ничего не говорилось.

Теперь Минфин уже в открытую говорит о своей идее, что называется, "отнять и поделить": по мнению ведомства, 77% поступлений регионам вполне хватит, а остальное должно вновь пойти в государственную казну.

Нельзя не отметить, что повышение топливного акциза - один из любимых рычагов российского правительства по выжиманию дополнительных доходов в консолидированный бюджет. В 2013-м министры подняли акциз сразу в два раза. В этом году акциз на "Евро-5" вырос с 1 января на 36%, а на дизтопливо - на 20,3%. По мнению возглавляющего "ЛУКОЙЛ" Вагита Алекперова, апрельское повышение акцизов приведет к 10%-му росту цен на топливо в течение года. А расплачиваться за весенний акцизный рост совершенно точно придется потребителям.

В свою очередь, правительственные эксперты утверждают, что цены подрастут на 7 - 8%. Однако и в этом случае издержки для экономики будут огромны. Сильнее всего пострадают сферы с длинными логистическими цепочками: сельское хозяйство, строительство, ретейл; нет сомнений, что как минимум часть их затрат придется взять на себя рядовым гражданам.

Что же касается перекладывания госсредств по бюджетным карманам, то, с одной стороны, разница невелика: что из региональных, что из федерального бюджета сборы топливного акциза все равно должны идти только на строительство и обслуживание дорог. Но, с другой стороны, число территорий с профицитными бюджетами в РФ и без того постоянно сокращается с 2010 года. Пять лет назад их насчитывалось 20, а к 2015 году осталось 14. 

Долговая нагрузка для многих субъектов федерации уже стала неподъемной. До конца года регионы должны суммарно выплатить различным кредиторам 400 млрд руб., а в 12 краях и областях долги превышают годовые доходы.

Именно по этой причине несколько лет назад федеральный центр решил помочь субъектам, дав им государственные займы для замещения коммерческих и ту самую возможность оставлять себе 100% акцизных сборов. Однако щедрости Минфина хватило ненадолго: подождав для проформы некоторое время, чиновники решили отобрать один из двух "пряников", выданных регионам.

А пока они думали, долговая нагрузка на регионы только за последний год возросла еще на 32%. В этих условиях зажимать один из немногих источников дохода - опрометчивый шаг.

Далее читайте на "Русской планете". 

Выбор читателей