Новости партнеров
Новости партнеров

Покупатели стараются экономить

Россияне постепенно адаптируются к кризису. Их потребительское поведение заметно изменилось, но экономия оказалась не такой уж тотальной, как предполагалось год назад. По крайней мере, в том, что касается дорогостоящих покупок.

Фото: Andrey Arkusha / Russian Look

В начале прошлого года многие планировали максимально сократить эту статью расходов, более половины вообще не планировали крупных трат. Однако в феврале текущего года выяснилось, что по факту за минувший год сократилась только доля тех, кто купил автомобиль и недвижимость. Меньше стали тратиться и на ювелирные изделия. А вот расходы  на одежду, на отдых с развлечениями, на медицину и на различные ремонты все же возросли, свидетельствуют данные свежего исследования компании "Ромир".

В ходе всероссийского опроса социологи выясняли у респондентов, какие крупные расходы были совершены в их семьях за последние 6 месяцев и какие планируются на следующее полугодие. Аналогичные опросы проводятся с 2011 года, чтоб позволяет отслеживать динамику крупных расходов россиян. 

 Лидером по затратам, как и в предыдущие годы, стали покупки одежды и обуви. И даже при провале этой категории в начале прошлого года, во второй его половине и начале текущего года ситуация выровнялась. 38% россиян заявили, что они покупали одежду и обувь, хотя в начале года подобные расходы планировали всего 16% респондентов. Этот показатель близок к данным благополучного 2012 года. И на ближайшие полгода треть опрошенных не исключают расходов, связанных с покупкой этой категории. 

Но если судить по одежно-обувным магазинам, где сегодня зачастую количество консультантов в зале превышает число посетителей (когда посетители вообще имеются), до благополучного 2012 года ретейлу – как до Луны. Очевидно, это свидетельствует о том, что близость показателей является чисто формальной. Да, примерно столько же людей покупают себе одежду, но делают это гораздо реже (может, лишь раз за весь год) и вещей приобретают меньше – только самое необходимое. И в целом для россиян шопинг стал явлением исключительным.

Что же касается осторожных планов, сделанных в начале прошлого года, во многом они объясняются резкой девальвацией рубля в конце 2014 года и полной неопределенностью относительно будущего. Понятно, что в тот момент многие граждане опасались, что при таком развитии событий им и на еду-то не хватит. Некоторая стабилизация ситуации в дальнейшем и временное укрепление рубля сгладили эти опасения. А одежда все-таки является одной из ключевых потребностей после продуктов питания – если без телевизора жить сложно, но можно, то голым по холодным российским улицам ходить не будешь.

К слову, что касается телевизоров. Здесь данные выглядят аномально. О покупках крупной бытовой техники и электроники завили 13% опрошенных, и это самый высокий показатель по данной категории за все годы измерений. При этом планировали такие покупки всего 3%. А эксперты прогнозировали полный штиль на рынке после ажиотажного спроса декабря 2014 года. Сейчас о планах на покупку в этой категории заявляют 8% респондентов, что тоже неплохо. 

Медицинские услуги оплачивали 14% россиян, хотя планировали всего 6%. Доля потратившихся на платную медицину, оказалась аналогичной показателю 2013 года. Но здесь сюрпризов нет. Очевидно, что относительно здоровый человек не может заранее предсказать, что и когда у него заболит, поэтому значительная часть расходов на врачебные услуги всегда незапланированная. Это стандартная ситуация, которая повторяется из года в год. На ближайшие полгода оплату медицинских услуг запланировали 8% россиян, но при следующем опросе, наверняка, доля россиян, действительно потратившихся на оплату медуслуг, будет выше, прогнозируют исследователи.

Россияне смирились с потерей привычных курортов и осваивают новые туристические маршруты и направления, свидетельствуют данные опроса. В начале 2015 года только 7% респондентов ответили, что покупали туристические путевки или самостоятельно оплачивали свои путешествия – в три раза меньше, чем годом ранее. И планы на крупные затраты на отдых в тот момент строили только 6% россиян. Однако оказалось, что планы были перевыполнены почти вдвое. В итоге в начале текущего года о затратах на отдых заявили 11% опрошенных.

В течение этого года планируют туристические поездки 12% респондентов. Не исключено, что в реальности доля отдохнувших и, соответственно, потратившихся на отпуск окажется выше, полагают в "Ромир". Если учесть, что и в лучшие годы доля респондентов, тратившихся на путешествия, составляла 18-20%, это весьма неплохой показатель.

То же самое касается и развлечений. В начале 2015 года эту несерьезную статью расходов в бюджет включили всего 1% россиян, что тоже вполне логично для кризисных времен – развлечения первыми попадают под секвестр. Но на деле потратились на них 7% россиян, что совпадает с данными 2012 года и вдвое больше, чем результат аналогичного прошлогоднего опроса. С учетом отказа от туристических поездок, экономии на других статьях расходов вплоть до еды, без развлечений, хотя бы в виде походов в кино, становится слишком грустно, предполагают авторы исследования, надо же хоть как-то разбавлять кризисные будни. Вот и на следующие полгода ощутимые затраты на развлечения запланировали уже 4% опрошенных, доля которых в реальности, наверняка, окажется выше. Если, конечно, не случится новых экономических шоков.

Постоянный адрес статьи: http://www.utro.ru/articles/2016/03/19/1275044.shtml
Также в разделе

Авиарынок заходит на посадку

Пассажирские авиаперевозки в России продолжают падать: по сравнению с прошлым годом май оказался особо провальным

Кредиторы отправятся к нотариусам

Услуги нотариусов станут еще более популярными, так как по исполнительной подписи будут взыскивать долги

Ритейлу выставили счет

Для удержания цен розничным сетям придется поступиться частью прибыли

Киев клянчит деньги у Берлина

Премьер-министр Украины заявил о готовности Германии предоставить кредит на 300 миллионов евро
В других разделах

Восьмерка лучших нацелилась на трофей

В четвертьфинале Евро-2016 зрителей ждут остросюжетные боевики с непредсказуемым исходом

НАТО устала стрелять и готова разговаривать

Внутренний кризис в ЕС подталкивает НАТО к диалогу с Москвой, но от военного давления альянс не отказывается

Новый авианосец заШТОРМит океаны

Проект перспективного тяжелого авианесущего крейсера оценивается в 5 миллиардов евро

Монсону стыдно за американцев

Спортсмену с мировым именем тяжело смотреть, как его соотечественники воюют в Донбассе за деньги
Новости партнеров
 
Все права защищены (c) 1999-2015. "Утро"
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС 77-57207.
Для детей старше 16 лет.