Узбекистану списан долг в обмен на Алмазный фонд

Госдума ратифицировала соглашение о списании 95% задолженности Узбекистана перед Россией с обязательством погасить оставшиеся 25 миллионов долларов и отказ от претензий по активам части Гохрана бывшего СССР

Госдума в пятницу, 25 марта, ратифицировала межправительственное соглашение между Российской Федерацией и Узбекистаном об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств.

Коронационные регалии из Алмазного фонда. Фото: Гохран РФ/ gokhran.ru

Подписанный еще 10 декабря 2014 года документ предусматривает отказ от имеющихся между государствами претензий, возникших по операциям бывшего СССР, в связи с распадом Советского Союза, а также по кредитам, предоставленным Россией Узбекистану в 1992-1993 годах, говорится в пресс-релизе Госдумы.

В пояснительной записке к документу отмечается, что задолженность Ташкента, по данным российской стороны, по состоянию на 1 ноября 2014 года составила $889,3 млн, в том числе по основному долгу - $500,6 млн, по процентам - $388,7 млн. Вся задолженность просрочена.

Правительство Узбекистана признавало только часть задолженности в сумме $43,1 млн, одновременно встречные претензии оценивая в $1-2 млрд, в частности, выдвигая требования на долю в Алмазном фонде бывшего СССР и так называемого "внутреннего валютного долга бывшего СССР".

По соглашению предусматривается урегулирование между Москвой и Ташкентом взаимных финансовых требований на условиях "отказа российской и узбекской сторон от всех претензий, возникших по операциям бывшего СССР, в связи с распадом бывшего СССР, а также по кредитам, предоставленным Узбекистану в 1992-1993 годах", - говорится в документе.

Между тем, за Узбекистаном сохраняется обязательство по выплате $25 млн единовременным платежом в течении 30 дней после вступления соглашения в силу. При не погашении вовремя этой суммы, задолженность будет объявлена просроченной и начнутся начисления на нее штрафных процентов по ставке Libor + 3% годовых.

Особо отмечается, что обе стороны пошли на серьезные уступки.

"Для официального Ташкента уступка заключается в фактическом признании обязательств по всем ранее полученным кредитам. Кроме того, после долгого периода колебаний узбекская сторона снимает претензии по Алмазному фонду бывшего СССР и так называемому "внутреннему валютному долгу" бывшего СССР. Важнейшей уступкой российской стороны является предоставление республике значительного облегчения долгового бремени, составляющего 95% суммы основного долга", - говорится в пояснительной записке.

Отмечается, что "сумма списываемого Россией долга в целом соответствует практике последних лет, когда были аннулированы сопоставимые по масштабам суммы требований, например, к Монголии (97,8%), КНДР (90%), Кубе (90%), причем в последних двух случаях остаток задолженности используется для проведения операций "долг в обмен на помощь".

Глава комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий считает, что с подписанием и вступлением в силу данного соглашения "снимаются многие вопросы, долгое время препятствовавшие нормализации финансовых отношений между Россией и Узбекистаном". "Узбекистан непростой для РФ партнер - это одна из стран бывшего СССР, где присутствие России весьма и весьма дозировано, а русскоязычное пространство сокращено до предела. Вместе с тем, в этом государстве проживает миллион наших соотечественников", - цитирует Слуцкого ТАСС.

Читайте также

Выбор читателей