Российское оружие захотели все

Мировой объем продаж оружия вырос на 14%. По размеру экспорта Россия пока уступает США. Догнать американцев россиянам позволят взвешенная внешняя политика и "показательные выступления" в Сирии

Военная операция в Сирии послужила отличной рекламой для российского вооружения. В ближайшее время Россия может существенно нарастить свое присутствие на международном оружейном рынке. Верными признаками этой тенденции стали новые зарубежные заказы на продукцию российской оборонки.

Международная выставка "Оборонэкспо-2014" Фото: Сергей Бобылев/ ТАСС 

Нестабильная обстановка в мире разгоняет глобальную гонку вооружений. За последние пять лет объем международных поставок оружия вырос на 14%. На продукцию военного назначения имеется устойчивый спрос, а потому основные игроки мирового оружейного рынка наращивают объемы производства. Россия в этой гонке по-прежнему является одним из фаворитов.

По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), который ежегодно публикует отчеты о международном рынке вооружений и техники, крупнейшим мировым поставщиком вооружений остаются США. На их долю приходится ровно треть рынка. За последние пять лет экспорт американского вооружения вырос на 23%. Тем самым Вашингтон увеличивает отрыв от преследователей: в 2014 г. доля США составляла 29%, в 2015-м - 31%.

Эксперты SIPRI отмечают, что подстегивание продаж необходимо Штатам не только для увеличения внешнеполитического влияния и обеспечения международной безопасности, но и для сохранения собственной оборонной промышленности в условиях сокращения внутренних заказов.

В спину американцам по-прежнему дышит Россия. Каждый четвертый танк или автомат, проданный в мире, производится на оборонных предприятиях РФ. В течение последних пяти лет они нарастили объем экспорта на 28%, а перспективы у них еще более радужные. По словам российского президента Владимира Путина, в 2015 г. были подписаны экспортные контракты на сумму $26 млрд, а общий портфель заказов на отечественное оружие достиг $56 млрд - это максимальный показатель с 1992 года.

Однако угнаться за США нашей стране пока не под силу. Для сравнения: если Россия в 2014 г. продала оружия на $10,2 млрд, то Америка - на $36,2 миллиарда. За два года доля российского вооружения на мировом рынке снизилась с 27% до 25%.

В целом для России наступает благоприятный момент, чтобы укрепить свои позиции. Во-первых, опасения, связанные с возможным негативным воздействием американских и европейских санкций на рынок оружия, не оправдались. С Западом наша страна военной техникой практически не торгует (объем экспорта в Европу за пять лет вырос на 264%, но в абсолютных цифрах это мизер).

Ключевые направления продаж остаются неизменными: на азиатские страны (включая СНГ) приходится 60% продукции, на африканские - еще 30%, на Латинскую Америку - около 5%. И если в Азии наши позиции непоколебимы, то за африканский и латиноамериканский рынки Россию ждет нешуточная конкуренция с Америкой и другими экспортерами.

В то же время, именно эти направления могут стать для российского экспорта точками роста. На латиноамериканском направлении помимо традиционных клиентов Кубы и Венесуэлы крупными импортерами отечественной техники могут стать Бразилия, Аргентина, Чили и Перу.

Во-вторых, положение России на рынке вооружений определяется не экономическими, а политическими соображениями. И тут наша страна проявляет себя с лучшей стороны. "Многие страны обращают внимание на то, что РФ стала проводить более самостоятельную политику на международной арене, и предпочитают заключать контракты именно с ней", - заявил информагентствам директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко.

В-третьих, Москва показала товар лицом в ходе операции Воздушно-космических сил РФ в Сирии. В результате российских военных успехов Алжир, Пакистан, Вьетнам и другие потенциальные покупатели заинтересовались в приобретении бомбардировщиков Су-32 и кораблей системы "Калибр". По некоторым оценкам, сирийская кампания поможет нашей стране дополнительно продать оружия на $6 - 7 млрд (при том что официально озвученные расходы на операцию составили около $500 миллионов).

Чтобы эти потенциальные преимущества претворились в твердые контракты, российским властям следует сделать сотрудничество с нашей страной более удобным для клиентов. Для этого в прошлом году отечественным оборонным предприятиям упростили порядок вывоза военной продукции для участия в зарубежных выставках. В нынешнем году вступает в силу закон, упрощающий право на внешнеэкономическую деятельность для ряда структур ОПК.

Другие страны с Россией и США конкурировать не в состоянии. Все остальные поставщики, входящие в десятку крупнейших экспортеров, суммарно продают столько же продукции, сколько Соединенные Штаты. Обращает на себя внимание стремительный рост Китая. Еще в прошлом году он выбился на третью строчку в рейтинге ключевых поставщиков вооружений. Его доля на рынке составляет 5,9%, объемы продаж удваиваются чуть ли не ежегодно. Многие европейские поставщики, напротив, сдают позиции: Германия за пять лет снизила присутствие на рынке с 11% до 4,7%, Франция - с 7,1% до 5,6%, Нидерланды - с 3% до 2%.

По данным SIPRI, с 2011-го по 2015 г. европейские страны на 36% снизили закупки вооружения, тогда как наибольший прирост импорта показали Ирак, Камерун, Нигерия и Азербайджан. Крупнейшими импортерами вооружения в мире стали Индия (14%), Саудовская Аравия (7%), Китай (4,7%), ОАЭ (4,6%) и Австралия (3,6%).

Примечательно, что первая и третья страны в первой пятерке являются ключевыми клиентами России, вторая и четвертая - Соединенных Штатов. Если Москва делает ставку на перевооружение растущих азиатских гегемонов, то Вашингтон активно насыщает вооружением проблемный ближневосточный регион (еще одним любимым покупателем США является Турция), используя оружие в качестве инструмента политического влияния на ситуацию.

Выбор читателей