Автопром выручат из беды

Государство продолжит оказывать поддержку отраслям промышленности, оказавшимся в сложной ситуации. Рекордный объем финансовой помощи получат в текущем году автопроизводители

Автомобильную отрасль президент Владимир Путин во время недавней "Прямой линии" назвал одной из самых пострадавших в период кризиса. А во вторник, 19 апреля, выступая на съезде Союза машиностроителей, глава государства пообещал, что на поддержку автопрома будет направлено в текущем году 137,7 млрд рублей. "В том числе дополнительно - около 49 млрд", - уточнил он.

Цех Цех сборки автомобиля "Лада Xray" на ОАО "АвтоВАЗ". Фото: ТАСС

Дополнительные деньги – это средства из антикризисного фонда, еще 88,6 млрд рублей автопроизводителям перепадет непосредственно из бюджета. Таким образом, автопром занял второе место по объему расходов в антикризисном плане правительства, уступив пальму первенства бюджетным кредитам регионам, на которые планируется выделить 310 млрд рублей.

Государство неуклонно наращивает объемы финансовых вливаний в автопром, формально начатых в кризис 2008-2009 годов. Тогда отрасль была названа приоритетом экономической политики и стартовала масштабная программа по ее поддержке. Среди стимулирующих мер было увеличение госзакупок автомобильной техники за счет средств федерального и местных бюджетов в объеме 30 млрд рублей, госгарантии по кредитам предприятий и механизмы для восстановления потребительского спроса.

Эксперты отмечают, что значимая часть российской автопромышленности - "АвтоВАЗ" - получал большую господдержку и в 1990-е. Но тогда деньги закачивались на предприятие напрямую, а не выделялись, как сейчас, через множество разных программ, в том числе стимулирующих спрос: утилизацию, льготное автокредитование, автолизинг.

В 2015 г. продажи новых автомобилей в России упали на 36% - до 1,6 млн машин, и без стимулирования потребителей отрасли просто не выжить, заявил корреспонденту "Утра" исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов.

По прогнозам консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, продажи легковых автомобилей в России продолжат падать и в 2016 году. Снижение может составить от 10% до 14% к прошлому году.

Исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин отмечает, что, помимо поддержки рынка, бюджетные деньги идут на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), на субсидирование процентных ставок по кредитам, взятым предприятиями, а также на сохранение рабочих мест. "В целом выделяемые в этом году средства сопоставимы с прошлогодним объемом. Помимо задачи переоснащения предприятий отрасли стоит задача расшевелить рынок", - подчеркнул он.

У обывателя может сложиться впечатление, что при таком объеме помощи отечественные автопроизводители должны кататься как сыр в масле. Между тем дела у них идут вовсе не гладко. Главный бенефициар массированной господдержки, АвтоВАЗ, умудрился нарастить убытки за 2015 г. почти втрое - до 73,851 млрд рублей.

Но эти убытки могут превратиться в прибыль, заявил корреспонденту "Утра" зампредседателя комитета по предпринимательству в автомобильной сфере Торгово-промышленной палаты РФ Александр Ковригин. "Бывший президент АвтоВАЗа Бу Андерссон запустил две новые модели и восемь модернизировал, привел в порядок два завода, включая "ИжАвто". И сейчас спрос на "Ладу Веста" и "Ладу Xray" уже существенно превышает предложение", - рассказал он.

Вложения в отечественный автопром, по словам Ковригина, не напрасны. "Посмотрите, у семерки передовых стран мира развиты три отрасли - судостроение, авиастроение и автопром. Так что, если мы хотим иметь нормальную экономику и реальный средний класс, а не виртуальный, без своего автопрома не обойтись", - уверен он.

Игорь Коровкин подтвердил, что отечественные автопредприятия практически не работают на склад, их продукция востребована. "Не открывать же российский рынок китайцам, тем более что у них нет здесь обслуживающей инфраструктуры, а их машины краткосрочного качества", - отметил он.

Несмотря на кризис на автомобильном рынке, отрасль должна продолжать работать, развиваться и адаптироваться к новым условиям, в том числе за счет переориентации на экспорт, подтверждает аналитик "Алор брокер" Кирилл Яковенко. "Кроме того, автопредприятия - крупнейшие работодатели в своих регионах, и их неспособность выполнять свои обязательства перед сотрудниками может перерасти в тяжелейший социально-экономический кризис. В этом ключе выделяемые 137,7 млрд не выглядят столь уж внушительной суммой", - считает он.

Директор по маркетингу Autospot.ru Дмитрий Рыбальченко сомневается, что эти деньги радикально повлияют на ситуацию в отрасли. "Если говорить о поддержке производства и сбыта легкового транспорта, здесь вопрос лежит не в области дополнительных денег, а в том, что у потребителей элементарно нет средств на приобретение и содержание авто. Себестоимость производства автомобилей на территории РФ продолжает увеличиваться, поскольку уровень локализации низок. Соответственно, растут и цены. Дорожает и содержание автомобиля, включая штрафы, оплату парковки, страховку, кредит, в очередной раз выросла стоимость топлива. А доходы населения, напротив, снижаются. Так что вряд ли господдержка сильно оживит рынок", - резюмирует он. 

Выбор читателей