Австрийцы ударили по Евросоюзу справа

Лидерство националиста и евроскептика говорит о недовольстве австрийцев наплывом беженцев и экономическими проблемами ЕС. Норберт Хофер хочет спасти страну от мигрантов и дружить с Россией

Жители Австрии на выборах президента страны оказали доверие кандидату от крайне правой партии Норберту Хоферу. По итогам первого тура, состоявшегося 24 апреля, он набрал около 36% голосов. На фоне острого кризиса доверия к власти австрийцы (вслед за жителями других европейских стран) пытаются найти радикальное решение накопившихся проблем.

Лидер Австрийской партии свободы Норберт Хофер. Фото: Global Look

Явка на выборах составила почти 68%. В борьбе за кресло главы государства сошлись шестеро кандидатов. Помимо лидера Австрийской партии свободы (АПС) Хофера, во второй тур голосования вышел независимый политик, бывший лидер "зеленых" Александр ван дер Беллен. По предварительным данным, он заручился поддержкой 21% избирателей, совсем немного опередив экс-главу Верховного суда Ирмгард Грисс. Кандидаты от основных австрийских партий - Социал-демократической и Народной - впервые со времен Второй мировой войны не вышли во второй тур. Эсдек Рудольф Хундсторфер и "народник" Андреас Коль провалили кампанию, набрав примерно по 11% голосов каждый.

Президентский пост в Австрии по большей части играет церемониальную роль: вся полнота власти принадлежит парламенту. Однако распределение голосов на выборах президента дает четкое представление о царящих в обществе настроениях. Судя по итогам первого тура, в политической жизни страны назрела необходимость в кардинальных переменах.

Социал-демократическая и Народная партии вместе или по отдельности находились у власти в Австрии на протяжении десятилетий. Однако в последние годы их рейтинг неуклонно падал. Умеренные лево- и правоцентристская партии, сменявшие друг друга у руля от выборов к выборам, забюрократизировались и стали неотличимы друг от друга. Резкое неприятие их политики отражает повсеместное недовольство положением дел в стране. В первую очередь - состоянием экономики и проблемой беженцев. В ходе предвыборной кампании Хундсторфер и Коль усиленно дистанцировались от выдвинувших их политических сил, но им это не помогло.

Лидер правых Хайнц-Кристиан Штрахе уже успел сделать далеко идущие выводы, заявив, что победа его кандидата знаменует начало "новой политической эпохи" в стране. В похожем духе высказалась выбывшая из борьбы Ирмгард Грисс. "Конечно же, выборы уже изменили ландшафт и показали, что людям сложившаяся ситуация просто надоела. Им надоел этот застой во внутренней политике, им надоело, что партийные интересы ставятся выше государственных. Люди сыты этим", - заявила она.

Политологи пока не могут однозначно спрогнозировать исход второго тура выборов, намеченного на 22 мая. При столь необычном для Австрии политическом раскладе никто не берется сказать, как распределятся голоса граждан, традиционно поддерживающих одну из двух "больших" партий. Голосование в первом туре носило ярко выраженный протестный характер. Именно это и позволило Хоферу одержать верх. Но закрепить успех ему будет крайне сложно.

По мнению части экспертов, выбирая из двух кандидатов, обыватель охотнее поддержит беспартийного ван дер Беллена. Все помнят о том, что победа Австрийской партии свободы на парламентских выборах в 2000 г. привела к политической изоляции страны в Европе. Официальный Берлин в последнее время постоянно намекает на то, что избрание Хофера может навредить австрийско-германским отношениям.

С другой стороны, популярность правых в Австрии растет год от года. Дополнительно им на руку играет миграционный кризис, накрывший Европу. Многим нравится жесткое решение проблемы, которое предлагает АПС: закрытие границ внутри Шенгенской зоны, выдворение беженцев из страны.

Хофер выгодно отличался от остальных кандидатов тем, что постоянно выступал за то, чтобы в диалоге с Брюсселем последовательно отстаивать интересы Австрии. Его соперники ставили во главу угла укрепление Евросоюза и его дальнейшее расширение на Балканы. У многих избирателей такая верность идеалам единой Европы в тот момент, когда континентальное объединение трещит по швам, а в самой Австрии полно неразрешимых проблем, не вызывает ничего, кроме раздражения.

Что касается отношений с Россией, то и Хофер, и ван дер Беллен намерены добиваться снятия санкций и возобновления торгово-экономического сотрудничества. Но все же Хофер настроен по отношению к РФ с куда большим энтузиазмом. "Санкции до сих пор только вредили экономике и уничтожили рабочие места", - ранее говорил он, призывая континентальных политиков не проводить искусственную границу между Европой и Россией.

Рост популярности правых политиков и продвигаемых ими консервативных ценностей наблюдается не только в Австрии. На фоне миграционного и экономического кризиса националисты приходят к власти и в других странах. В Венгрии давно правит бал партия "Йоббик". Правые показали рекордные результаты на последних парламентских выборах во Франции, Дании и Финляндии. Крайний евроскептицизм этих политических сил дополнительно расшатывает структуру Европейского союза. У тех, кто уповает на сохранение ЕС, нет внятного рецепта, как остановить этот процесс.

Выбор читателей