Для рынка жилья нашли панацею

На фоне падения спроса на недвижимость и сокращения финансирования госпрограммы "Жилье для российской семьи" предлагаются новые способы обеспечения граждан доступными квартирами и поддержки стройкомплекса

Кризисные процессы в экономике множат число банкротств компаний-застройщиков, снижаются показатели ввода жилья. По данным Минстроя, покупательская активность населения сильно упала, а объемы ипотеки и кредитования застройщиков сократились на 40%. Но в российском бюджете нет денег на прямую финансовую поддержку переживающей не лучшие времена строительной отрасли.

Фото: Донат Сорокин/ ТАСС

В такой ситуации ведомство вынуждено скорректировать планы госпрограммы "Жилье для российской семьи", ориентированные изначально на ввод до 2017 г. 25 млн кв. м квартир для льготных категорий граждан. Выяснилось, что за время ее реализации с мая 2014 г. застройщики успели получить разрешение на строительство 4,3 млн кв. м жилья в 54 субъектах РФ, а желающих приобрести квартиру даже по цене 35 тыс. руб. за "квадрат" набралось только на 2,2 млн кв. м - меньше 50 тыс. человек.

Как сильно будут урезаны параметры программы, в Минстрое не сообщили. Но из приведенных выше цифр понятно, что расчет на поддержку стройкомплекса за счет льготников не оправдался. И теперь единственной мерой спасения отрасли остается ипотека с господдержкой, дающая возможность получить кредит на покупку жилья в новостройках по ставке не выше 12% годовых. По такой схеме в прошлом году была приобретена треть квартир с использованием банковских займов. Из бюджета на эти цели было выделено 18,7 млрд рублей.

Но российские парламентарии считают, что поднять продажи жилья можно и без привлечения средств казны - с помощью механизма "негосударственного заказа". С такой инициативой выступил комитет по жилищной политике и ЖКХ Госдумы. Как рассказала корреспонденту "Утра" его первый зампред, президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС) Елена Николаева, речь идет о формировании заказа для застройщика на основе изучения потребности в жилье и финансовых возможностей граждан, проживающих на определенной территории.

В пример она приводит проект жилищного комплекса "Шахтер" в рабочем поселке Чегдомын в Хабаровском крае. В начале 2015 г. градообразующее предприятие "Ургалуголь" (Сибирская энергетическая угольная компания), заинтересованное в привлечении и закреплении кадров, решило начать строительство жилья для своих сотрудников. Для этого на поселковом интернет-портале был инициирован опрос, целью которого было выявление работников, готовых приобрести квартиры на льготных условиях. Скидки до 35% от первоначальной стоимости за счет средств компании, краевой субсидии и средств господдержки привлекли немало желающих. В результате в апреле началась подготовка строительной площадки жилого комплекса на 180 квартир, а первые новоселья в нем ожидаются уже к концу года. Для поселка с населением немногим больше 12 тысяч человек - это хорошие показатели.

"Компания сумела аккумулировать спрос и взять дешевые кредиты на это строительство. В результате люди получат недорогое жилье рядом с работой, а застройщик - довольно крупный для своего региона заказ", - отметила Николаева.

По ее словам, такие проекты будут интересны как крупным российским девелоперам, которым будет проще и дешевле брать кредиты под гарантированный заказ, так и иностранным финансовым институтам в качестве объектов для выгодных инвестиций.

По словам Николаевой, стоимость "квадрата" в рамках негосударственного заказа будет несколько выше, чем предлагается по программе "Жилье для российской семьи". Однако, как рассчитывает депутат, это не отпугнет потенциальных покупателей - как правило, у большинства из них имеется возможность воспользоваться корпоративными и госсубсидиями. К тому же цена в значительной степени зависит от того, на каких условиях выделяется участок под застройку, и стоимости кредитных средств.

Для того чтобы предлагаемый механизм заработал в полную силу, необходимо прописать в законе понятие "доступное жилье".

Таковым в профильном комитете Госдумы предлагают считать квадратные метры, которые семья из трех человек со средним доходом на данной территории может приобрести с помощью 15-летнего ипотечного кредита, уплатив 30% собственных средств в качестве первоначального взноса, при этом ежемесячный платеж не должен превышать 30% семейного дохода. "В своих расчетах мы отталкивались от реальных доходов работников, гарантированных работодателем, заинтересованным в таком заказе", - пояснила Николаева.

А поскольку жилье по такой схеме будет возводиться в самых отдаленных уголках страны, хорошие перспективы, по ее словам, открываются у малоэтажного жилищного строительства. "Этот сектор лучше адаптируется к конкретному спросу", - считает президент НАМИКС.

Как рассказал корреспонденту "Утра" управляющий партнер девелоперской компании M9 Development Максим Морозов, инициатива думцев отражает текущую ситуацию в строительстве, когда застройщики испытывают недостаток кредитных ресурсов, а покупатели жилья сталкиваются с падением покупательной способности рубля, высокой инфляцией и снижением реальных начисленных заработных плат. Однако, по его оценкам, ипотечный кредит на 15 лет с 30%-м первоначальным взносом в сегодняшних условиях - тяжелое бремя для большей части населения, даже с учетом субсидирования ставки.

Выбор читателей