"Пучеглаз" встал в строй

Новейшие средства тренировки и оптические прицелы, которые помогают лучше видеть глазам, и винтовки, стреляющие на два километра, сделали снайпера универсальным солдатом военных конфликтов будущего

Одним из победителей конкурса "Школьный патент - шаг в будущее!", проводимого Минобороны России, стал специализированный роботизированный комплекс-тренажер "Пучеглаз" для подготовки снайперов, созданный девятиклассником Тюменского президентского кадетского училища Семеном Курочкиным. Основывается он на методике корректировки зрения Джонатана Барнса, применяемой в офтальмологии, и по действию напоминает лазерную указку - она запрограммирована так, чтобы мышцы глаз напрягались и расслаблялись в определенной последовательности. Для тренировки нужно лишь следить за создаваемой аппаратом световой точкой. Детище юного конструктора заинтересовало военных.

Фото: Ralph Zwilling/ Global Look

Снайперы остаются важной боевой единицей и в армии, и в силовых структурах, и вытеснить их не могут ни современные дроны, ни различные системы поиска и обнаружения. 

Казалось бы, развитие современной техники позволяет практически любому человеку взять в руки винтовку и точно стрелять на дальние дистанции по одиночным целям - на помощь человеческому глазу сегодня приходят более совершенные оптические прицелы и баллистические калькуляторы. Однако дело не только в технике.

Использование снайперов стало распространенной практикой не только в армии, но и в полиции и антитеррористических структурах, и задачи их хоть и сводятся к общему принципу "один выстрел - одна цель", все-таки достаточно различаются. Тем более, как заявляют многие эксперты, главное оружие снайпера - не винтовка, а собственная голова.

Точная стрельба - только половина дела. Вооруженный винтовкой с мощной оптикой стрелок должен уметь буквально сливаться с окружающим ландшафтом. В лесу стать неотличимым от пня, в горах - от груды камней. Для этих целей служит специальный "косматый" камуфляж, имитирующий участок почвы, покрытой сухой травой или опавшими листьями. Хорошо подготовленный стрелок может быть практически незаметным даже для опытного глаза. Еще одно важное умение снайпера - сохранять неподвижность в течение многих часов, а то и суток. Противник ведет непрерывное наблюдение, поэтому малейшее движение выдаст позицию стрелка.

Эти навыки отрабатывают в снайперских подразделениях армий всего мира. В России и, например, США принципы подготовки примерно одни и те же.

Снайперов, как правило, отбирают по результатам практических стрельб. Если кандидат меткий, то у него есть шанс стать элитным бойцом. Однако не из каждого из них можно сделать снайпера. В группе подготовки ФСБ три месяца уходит только на изучение анатомии человека, еще три месяца будущих элитных стрелков обучают определять направление и скорость ветра. Еще месяц занимаются изучением основ баллистики. Минимум неделя требуется, чтобы обучить снайпера стрелять против солнца и готовить оружие к такой стрельбе. В группе "Альфа" снайперы обучаются на протяжении трех лет, а в Службе безопасности президента - два года.

По сообщениям открытых источников, в США школы снайперов-разведчиков имеются в каждой дивизии. За год одна такая школа, при сроке обучения 11 недель, проводит четыре выпуска по 40 человек. Помимо практических стрельб, курсанты изучают и отрабатывают тактику действий в составе пары и разведывательной группы, систему радиообмена и правила пользования штатными радиостанциями, технику маскировки на местности и скрытого передвижения.
Чтобы сдать зачет по маскировке, курсант должен в течение четырех часов несколько раз незаметно для инструкторов преодолеть открытый участок местности протяженностью 800 м, построить несколько укрытий различного типа и произвести холостой выстрел с расстояния не более 200 м, оставаясь при этом не обнаруженным.

Правда, в 1990-е годы в связи с известными экономическими проблемами техническая оснащенность российских снайперов была гораздо ниже их западных коллег. Сейчас ситуация выравнялась, и снайперы во всем мире пользуются одними и теми же оптическими приборами, датчиками ветра и вычислителями. На престижные соревнования лучших стрелков, например, участники приезжают с огромными рюкзаками, где помимо собственно винтовок и прицелов хранятся разные варианты "обвеса" оружия - дополнительные сменные ложи винтовок, съемные пистолетные рукоятки, учитывающие анатомические особенности рук и кистей.

По сравнению со знаменитыми советскими снайперами, такими как Василий Зайцев, Ной Адамия, Семен Номоконов, снаряжение их современных коллег кажется избыточным и даже лишним, ведь когда-то удавалось обходиться одной простой трехлинейкой. Однако весь этот тюнинг вполне оправдан, поскольку дистанции снайперского огня значительно увеличились. Крупнокалиберные снайперские винтовки, такие как американский Barret M82 или отечественная ОСВ-96, дают возможность эффективно поражать цели на дистанциях до двух километрах. Без помощи техники рассчитать упреждение очень трудно, поскольку на таком расстоянии даже небольшой ветер может привести к отклонению в несколько метров, а дополнительный обвес винтовки помогает стрелку занять наиболее комфортное положение для производства выстрела.

Современные винтовки шагнули от "прадедушек" Маузера и Мосина так же далеко, как и реактивный истребитель от фанерного биплана. Новые технологии в производстве стали позволяют создавать более износостойкие и прочные стволы, которые подвержены деформации в меньшей степени, что обеспечивает более точную стрельбу. Современные системы позволяют действовать в любое время суток благодаря "умным" оптическим прицелам, которые видят цель даже в полной темноте. Военный снайпер, по сути - универсальный солдат, должен обладать знаниями сапера, разведчика, авианаводчика, поскольку ему приходится в основном действовать в составе пары "стрелок - наблюдатель" или в одиночку. Опыт американцев во Вьетнаме и российских военных в Афганистане и Чечне показал, что необходимыми являются и навыки следопыта, поскольку многие хорошие стрелки, призванные из городов, плохо знали лес и не умели в нем ориентироваться.

Современные террористические угрозы показали, что меткие стрелки, способные поразить цель одним выстрелом с большой дистанции, необходимы не только в армии и армейских спецподразделениях, но и полиции. Оказалось, что снайпер военный и полицейский - далеко не одно и то же, и проблема кадров не решается простым перемещением армейских специалистов в ряды блюстителей порядка.    

Полицейский снайпер зачастую действует в более сложных и специфических условиях. Небольшие расстояния, а главное - крайне ограниченные возможности для маскировки в условиях города заставляют действовать предельно аккуратно. Стрелок чаще всего лишен возможности пристреляться, чтобы сделать поправки на направление ветра, температуру воздуха и прочие факторы, влияющие на точность, у него, как правило, есть возможность сделать только один выстрел, которым необходимо поразить цель. Еще одна трудность - необходимость вести огонь по цели через оконное стекло, а сегодня и через пластиковые стеклопакеты. Несмотря на хрупкость преграды, она все же способна отклонить траекторию полета пули. А в тех условиях, где действуют снайперы полицейских структур, даже несколько миллиметров могут стоить жизни, например, заложнику. Поэтому в практике антитеррористических подразделений есть такой прием, когда один снайпер стреляет по стеклу, а другой, практически одновременно с ним, по цели. И в таком тонком деле человека заменить пока некем и нечем.

Выбор читателей