Пенсионеров ждет тяжелое будущее

Ни одно из положений представленного Минфином в правительство плана реформы не порадует пожилых россиян. Их интересы ведомство, которое в последнее время называют "бухгалтером", не учитывает

Минфин представил в правительство детальный план пенсионной реформы.

Фото: Станислав Красильников/ ТАСС 

Вот как выглядят ключевые пункты этого плана:

- передать сбор страховых взносов налоговой службе и совместить это с реформой тарифной политики - установить единый тариф социального страхования, плюс взимать его со всей зарплаты (сейчас взносы в Пенсионный фонд берутся с зарплат до определенного предела);

- повысить пенсионный возраст до 65 лет и для мужчин, и для женщин - с шагом 6-12 месяцев в год;

- отказаться от выплаты пенсии - или хотя бы ее фиксированной части - работающим пенсионерам, поскольку такая практика существовала в советский период и не противоречит конвенции Международной организации труда;

- не платить досрочные пенсии тем, кто имеет на них право из-за работы на вредных и опасных производствах, но продолжает работать на тех же самых производствах (сейчас это более половины "досрочников");

- досрочникам-бюджетникам - педагогическим, медицинским, творческим работникам - постепенно повысить необходимый для установления досрочной пенсии стаж, чтобы он совпадал с общеустановленным пенсионным возрастом;

- с 2019 г. отменить обязательность накопительного компонента и перевести его из системы обязательного пенсионного страхования в квазидобровольное с одновременным внедрением стимулов для добровольности накоплений.

На последнем пункте стоит остановиться особо.

ЦБ и Минфин предлагают вывести накопительные взносы из обязательного пенсионного страхования, оставив все 22% тарифа пенсионных взносов солидарной системе. Накопительную часть предлагается переименовать в "индивидуальный пенсионный капитал". В него войдет и все прежде накопленное, причем граждане получат права собственности на свои пенсионные накопления, а также возможность потратить их до пенсионного возраста. Накопления граждан в НПФ переводятся в пенсионный капитал автоматически, а накопления "молчунов" конвертируются в баллы страховой части пенсии, если за два года со старта новой реформы "молчуны" не перевели накопления в НПФ.

Почему правительство не в состоянии выполнить свои обещания?

Накопительные взносы гражданин будет уплачивать с собственной зарплаты, их размер - от 0 до 6% - можно будет регулировать в течение всей жизни. При этом 6 руб. взноса (с каждых 100 рублей зарплаты) будут увеличиваться до 7,32 руб. за счет софинансирования государства.

Каковы шансы, что реформа Минфина и ЦБ будет реализована в ее нынешнем виде, когда начнется кардинальная перестройка пенсионной системы?

"Реформа пенсионной системы неизбежна, поскольку в РФ растет средняя продолжительность жизни и изменяется демографический баланс населения - работающих становится меньше, - отмечает директор Института политических исследований Сергей Марков. - Как неизбежно, на мой взгляд, и некоторое повышение возраста выхода на пенсию - по тем же базовым причинам. Но нынешние предложения Минфина вряд ли являются окончательными или даже предпоследними. К тому же крайне маловероятно, что ключевые решения по реформе будут приниматься до президентских выборов 2018 года".

По мнению политолога, основные параметры пенсионной реформы еще не сложились и по чисто политическим причинам власти не смогут принять эти параметры кулуарно, почти тайком. С этой точки зрения нынешние предложения Минфина следует рассматривать только как позицию ведомства. Принятию окончательного варианта пенсионной реформы будет предшествовать долгая дискуссия, в которой наверняка примут участие социальный блок правительства, парламентарии, профсоюзы и Общественная палата. Есть еще важный момент: такая дискуссия не может начаться немедленно. Накануне выборов никто не станет этого делать из-за политических рисков.

Как считает Марков, сейчас могут быть реализованы только те блоки реформы, которые с политической точки зрения не являются чувствительными. В частности, концентрация сбора страховых взносов в (Федеральной) налоговой службе.

Если же будет повышаться пенсионный возраст - то только отдельным категориям пенсионеров, и очень аккуратно, в основном на принципах добровольности. А вот чего точно не будет, по его мнению, так это сокращения выплат работающим пенсионерам. Такая перспектива уже вызвала серьезное недовольство в обществе, и если вовремя не остановиться, то это недовольство может принять острые политические формы.

Но и в долгий ящик правительство реформу не отложит и будет пытаться проталкивать ее при любом удобном случае.

"Беда в том, что социально-экономический блок нашего кабмина всегда проявлял высокую степень социальной безответственности. На мой взгляд, этот блок, в том числе путем пенсионной реформы, пытается переложить ответственность за свою деятельность и на "Единую Россию", и лично на президента Владимира Путина", - отмечает Сергей Марков.

Как считает доктор экономических наук, профессор Академии труда и социальных отношений Андрей Гудков, правительство, скорее всего, приступит к пенсионной реформе сразу после выборов в Госдуму нынешней осенью.

"По сути, реформа перенесет ошибки, которые были совершены социальным блоком правительства, на плечи населения. И тем самым ухудшит его благосостояние", - подчеркивает он.

С точки зрения бюджетной политики, отмечает экономист, реформа необходима. Из-за резкого снижения ставок тарифа социального страхования и сокращения базы этого тарифа путем вывода из-под него части заработной платы (в 1990-е, напомню, тариф составлял 38,5%, и взимался со всей зарплаты), в Пенсионном фонде возникает дефицит, который приходится закрывать трансфертами из бюджета.

Но как эффективную антикризисную меру либералы из Минфина рассматривают передачу функций сбора страховых взносов от социальных фондов в Федеральную налоговую службу. На практике это грозит узурпацией Минфином полномочий Минтруда и Минздрава в области социальной защиты.

"На мой взгляд, ничего хорошего такой сценарий не сулит. Собранные ФНС социальные страховые взносы будут в этом случае передаваться в Федеральное казначейство. Оттуда Минфин легко сможет их направить на "латание" бюджетных дыр вне социального сектора. Нужны ли такие перераспределения нашим гражданам - вопрос риторический", - говорит Гудков.

Международная практика, да и наш прошлый опыт доказывают, что восстановлению экономики способствуют меры стимулирования потребительского и инвестиционного спроса, в том числе за счет бюджетного и взносового финансирования социальной системы. Но социально-экономический блок правительства этой точки зрения не разделяет. Эксперт не исключает, что предложения Минфина, в случае соответствующего давления, будут приняты следующей Госдумой.

Удержать от такого развития событий может одно: в случае реформирования пенсионной системы неизбежно возникнет риск сбоев, а для власти это несет и политические риски. Представьте, что произойдет, если за полгода до президентских выборов вдруг возникнут перебои с выплатами оперативных пособий: больничных, пособий по уходу за детьми. Или возникнут задержки с выплатами пенсий в регионах. Все это, понятно, крайне отрицательно повлияет на обстановку накануне электоральных событий. Именно поэтому, по мнению Гудкова, реформу пенсионной системы будут реализовывать поэтапно и очень долго…

Далее читайте на "Свободной прессе".

Выбор читателей