Наливать надо свое

Российское виноделие приблизилось к мировым стандартам пока только на бумаге, выпуску эксклюзивных напитков с классификацией по географическому признаку препятствует чиновничья волокита

Вин полностью отечественного происхождения на нашем рынке до сих пор нет. Несмотря на то что поправки к регулирующему алкогольную отрасль федеральному закону №171-ФЗ, принятые в декабре 2014 г., приблизили виноделие России к мировым стандартам производства вина. Но пока только на бумаге. 

Фото: ТАСС

Принятие закона эксперты называли новым этапом российского виноделия. Дело в том, что до сих пор участники отечественного рынка фокусировались на конечном продукте, не зацикливаясь на том, из какого виноматериала он произведен. В мире - все иначе, за рубежом производители ориентируются на виноград, на географическую точку производства вина, терруар, то есть на особенности почвы и климата. Такой подход позволяет большинству винодельческих стран выпускать эксклюзивные напитки, у нас же отличить хорошее вино от плохого можно, по сути, только методом проб и ошибок.

"Выпуская бутылку с надписью "Крым" на этикетке, винодел по закону не был обязан наполнять ее напитком из выращенного в этом регионе винограда, а не импортным виноматериалом", - пояснил корреспонденту "Утра" президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович.

Устранить этот пробел и открыть дорогу фермерскому виноделию, позволяющему расширить посадки винограда и, соответственно, нарастить производство вина, законодатели решили после возвращения Крыма в состав России. Представители традиционной на полуострове отрасли как никто были заинтересованы в классификации вин по географическому признаку. В результате в закон были введены две новые категории: вино с защищенным географическим указанием (ВЗГУ) и вино с защищенным наименованием места происхождения (ВЗНМП). Напитки этих категорий могут изготавливаться только из винограда, выращенного на конкретных и внесенных в реестр отечественных виноградниках. Правда, ВЗГУ допускает использование до 15% винограда с других территорий, но тоже только российских.

Союз виноградарей по предложениям региональных виноделов уже утвердил ряд наименований вин с защищенным географическим указанием: "Кубань" (Краснодарский край), "Долина Дона" (Ростовская область), "Ставрополь" (Ставропольский край), "Дагестан" (Республика Дагестан), "Долина Терека" (Республика Кабардино-Балкария), "Нижняя Волга" (Астраханская и Волгоградская области), "Крым" (Республика Крым) и отдельно "Севастополь". "Возможны и более мелкие географические указания в рамках какого-нибудь района", - говорит Попович. Что касается вин с защищенным наименованием места происхождения, они, по его словам, вообще могут быть привязаны к конкретному полю.

Как рассказал корреспонденту "Утра" директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз, российское виноделие за последние годы сумело восстановиться почти до советского уровня, когда в стране выпускались поистине уникальные вина. "Сейчас наши вина тоже признаны мировыми экспертами, они получили уже больше 300 наград на самых престижных конкурсах", - добавил он.

Однако несмотря на качество и благорасположение законодателей, географических этикеток на российских винах полного цикла (речь идет о тех, что изготавливаются производителем из собственного местного винограда), до сих пор нет. А значит, в мировой табели о рангах наше вино котируется ниже европейского или чилийского и стоит дешевле. 

Эксперты объясняют это чиновничьей волокитой и даже лоббизмом крупных производителей, использующих импортные виноматериалы. И они не ожидают, что вина, классифицированные как ВЗГУ, появятся в стране в ближайшие несколько лет. Что уж говорить о ВЗНМП.

"Нужно принять ряд подзаконных актов и инструкций для предприятий отрасли, готовых работать под географическим брендом. Необходимо ввести понятие реестра виноградников, закрепить необходимость декларирования винограда с точки зрения объемов производства в конкретном хозяйстве", - пояснил Попович.

Севастопольский винодел Павел Швец видит проблему в том, что предприятий полного цикла, которые делают вино от винограда до бутылки - считанные единицы. И их голоса заглушает хор крупных игроков, использующих в производстве импортные виноматериалы и опасающихся конкуренции.

"Чиновники не торопятся давать зеленый свет фермерскому виноделию, так как считают эту сферу слишком маленькой для экономики и не заслуживающей приоритетного внимания с точки зрения отчислений в бюджет, - полагает Дробиз. - Наверное, если ориентироваться на сбор акцизов, это действительно так. Но не стоит забывать, что виноградарство - это отрасль сельского хозяйства, важная для населения юга России, поскольку обеспечивает рабочие места".

По данным Союза виноградарей и виноделов России, выращиванием винограда в стране занимается около 280 специализированных и фермерских хозяйств, из них 61 имеют мощности по первичной переработке винограда. Всего в отрасли занято не меньше 86 тыс. человек.

По прогнозам Поповича, в этом году отечественные производители обеспечат до 80% (750-800 млн литров) потребностей внутреннего рынка в "тихом" и игристом вине. И хотя только половина будет сделана из российского винограда, это позволит сэкономить любителям этих напитков, поскольку отечественные вина дорожают меньшими темпами, чем привязанные к доллару и евро импортные.

Введение новой классификации, по мнению экспертов, тоже не приведет к резкому росту цен на географическое российское вино. Тем более, что в законе для его производителей предусмотрен ряд преференций. В частности, упрощены условия лицензирования и контроль со стороны Росалкогольрегулирования, а также разрешена реклама на ТВ.

В результате, уверен эксперт, можно будет организовать полноценное импортозамещение, что позитивно скажется и на средних ценах за бутылку вина, и на перспективах российского виноделия в целом. 

Выбор читателей