Потребители истощены до предела

В России львиная доля денег расходуется на еду и царит тотальная экономия. Низкий спрос не способствует оживлению экономики, а она, в свою очередь, сокращает спрос на труд и зарплаты

Правительство РФ признало кризис потребления в стране, о котором давно говорят эксперты. Накануне майских праздников вице-премьер Ольга Голодец на заседании трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений посетовала на то, что продукция российских производителей не пользуется спросом. Именно это, по ее словам, является главной проблемой отечественной промышленности.

Фото: Natalya Loginova/ Russian Look

"Сегодня невозможно дальше развиваться, теперь вся промышленность говорит об одном: что бы мы ни произвели, у нас нет потребителя", - рассказала Ольга Голодец. Сокращение спроса, в свою очередь, является следствием снижение уровня доходов населения, и без того достаточно низких у многих граждан.

Вице-премьер отметила, что структура потребления в стране изменилась радикально: сегодня львиная доля денег расходуется на еду, в то время как спрос на товары легкой промышленности упал на 20%. Такого давно не было, подчеркнула она. Кризис потребления - важнейшее препятствие на пути развития экономики, заключила Ольга Голодец.

Усугубляет ситуацию низкая оценка труда в России, где порядка двух миллионов человек получают зарплату на уровне 7,5 тыс. рублей. При таком уровне оплаты было бы странно ожидать высокой производительности труда. А низкая производительность, опять же, тормозит рост ВВП.

Ничего принципиально нового в словах вице-премьера, конечно, нет. Социологи уже давно говорят о том, что ключевым отличием текущего кризиса от предыдущих является тотальная экономия. В том числе на продуктах питания, чего не было с начала лихих 90-х. Даже в 2009 г. люди отказывались от походов в ресторан, развлечений и турпоездок, но домашние расходы, наоборот, возросли, потому что дома стали проводить больше времени и проводить его желали с комфортом. Сегодня же урезаются и эти расходы.

При этом стратегии экономии используются разные как по отдельности, так и в совокупности. Самая распространенная - ориентация на товары с "желтыми ценниками". Причем, люди уже не просто машинально реагируют на цвет, но внимательно читают информацию, чтобы понять, речь идет о реальной скидке или это просто маркетинговый трюк.

Покупатели обходят большее количество торговых точек, сравнивая цены. Более продвинутые делают это с помощью смартфонов - подносят гаджет к штрих-коду, считывают информацию и ищут, где данный товар можно выгоднее купить. Еще одна популярная стратегия - смена формата магазина (в фаворе сегодня дискаунтеры) и/или привычных брендов на более дешевые. И, разумеется, отказ от необязательных трат.

Текущее состояние российских потребителей можно охарактеризовать словом "истощение", считают в компании Nielsen. Измеряемый ею российский индекс потребительского доверия, опубликованный буквально накануне выступления Ольги Голодец, в первом квартале 2016 г. упал сразу на 11 пунктов к предыдущему кварталу - до самого низкого за 11 лет значения (63 пункта). В компании отмечают, что в первой половине 2009 г. индекс также существенно упал - со 104 до 75 пунктов, - однако сегодня настроения российских потребителей мрачнее, чем семью годами ранее.

Индекс складывается из трех показателей: оценки потребителями перспектив на рынке труда и уровня собственного финансового благополучия в ближайшие 12 месяцев, а также  готовности тратить деньги. Все три продемонстрировали негативную динамику - рост числа пессимистов и снижение количества оптимистов.

Так, 83% россиян ожидают или "не очень хороших", или "плохих" перспектив трудоустройства в ближайшем году, а в благоприятное развитие событий верят только 14%. При этом выросла обеспокоенность по поводу возможного увольнения. По мнению 69% опрошенных, их материальное положение будет или "не очень хорошим", или "плохим". Оптимистов в данном вопросе насчиталось всего 26%.

Готовность тратить деньги тоже вблизи своих исторических минимумов: 80% респондентов считают нынешнее время неподходящим для приобретения желаемых, но не жизненно важных вещей. Экономили в первом квартале текущего года 76% опрошенных, что на 5% больше показателя последнего квартала 2015 года. У 18% россиян после трат на основные нужды и обязательные платежи вовсе не остается свободных денег.

Комментируя исследование, директор по работе с глобальными клиентами Nielsen Россия Марина Лапенкова отметила, что прошлый год тоже был нелегким и нерадостным, но тогда в качестве анестезии выступали определенные социально-политические события, поддерживающие патриотический дух россиян и их веру в светлое будущее. Сегодня эти факторы уже сошли на нет, а усталость от суровой экономии нарастает.

Не удивительно, что на этом фоне усиливается ощущение безнадежности: 88% опрошенных считают, что экономика пребывает в кризисе. И в ближайшем году выйти из него стране не удастся, уверены 55% респондентов.

Не приносит облегчения и такая традиционная весенняя забава, как планирование летнего отдыха. Многим и планировать-то в этом году нечего, остальных не сильно радуют доступные по цене варианты.

В чем, безусловно, права госпожа Голодец, так это в том, что "истощенные" потребители отнюдь не способствуют оживлению экономики. А "неживая" экономика, в свою очередь, сокращает спрос на труд и зарплаты. Получается замкнутый круг, который очень часто заканчивается стагнацией. Именно такой сценарий существования российской экономики на ближайшую перспективу все чаще предсказывают эксперты. 

Выбор читателей