Оборонка прирастает Крымом

Вернувшийся в состав России полуостров привлекателен не только для туристов и отдыхающих, но и для гособоронзаказа: на нем сохранились уникальные предприятия оборонного профиля и ценные военные объекты

На судостроительном заводе "Море" в Феодосии во вторник, 10 мая, был заложен малый ракетный корабль проекта 22800 "Каракурт". Имя нового корабля - "Шторм". 

Сергей Аксенов и Александр Витко на судостроительном заводе "Море". Фото: ТАСС 

"Мы закладываем новый корабль, это свидетельство того, что завод "Море" за короткий период интегрировался в общую систему оборонно-промышленного комплекса России", - заявил на церемонии министр индустрии и торговли РФ Денис Мантуров.

На предприятие в начале апреля приезжал вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин. Состояние завода, который во времена СССР был основным производителем судов на воздушных крыльях и воздушной подушке, удручило вице-премьера. Дмитрий Рогозин разместил на своей странице в Facebook фотографии разоренных цехов с кучами мусора и сопроводил их комментарием: "Вот что оставили после себя украинские "эффективные менеджеры", превратив в руины испытательный центр морского подводного оружия под Феодосией". По его словам, впечатление было такое, словно предприятие бомбили.

Но тут же после беседы с представителем президента в Крыму Олегом Белавенцевым и главой Республики Сергеем Аксеновым Рогозин сообщил, что "весь хлам и металлолом, который достался от украинских заказов, будет разобран и использован для нужд Черноморского флота", а завод будет модернизирован и уже получает новые заказы. Причем ориентирован он будет не только на производство военных судов, но и гражданской продукции - для этого "Морю" пригодится прошлый опыт по производству кораблей на подводных крыльях, которые могут быть весьма востребованы в активно развивающейся туристической отрасли полуострова.

Начавшаяся загрузка предприятия проектами малых кораблей поможет быстрее набрать темпы и встать в колею постройки более серьезных проектов для нужд военно-морского флота.

На восстановление завода потребуются значительные средства. Кроме того, предприятию необходимо заново собрать коллектив, инженеры и рабочие, трудившиеся здесь в "украинский период", разбежались в поисках лучшей доли.

Для широкой публики Крым всегда ассоциировался с пляжами, вином и дворцами в Ливадии и Бахчисарае. Помимо туризма республика обладает и внушительным потенциалом оборонно-промышленного комплекса - на полуострове работает 21 предприятие оборонки, из которых 14 - в судостроении, 3 - в авиастроении, 2 - в радиоэлектронной промышленности, 2 - в промышленности обычных вооружений.

ГП "Евпаторийский авиационный ремонтный завод" может осуществлять обслуживание уникального самолета-амфибии Бе-12. Кроме того, на предприятии может проводиться средний ремонт штурмовиков Су-25, а также техническое обслуживание транспортных самолетов для внутренних авиалиний Ан-12, Як-42, Ан-24, Ан-26, Ан-32.

ГП "Севастопольское авиационное предприятие" занимается вертолетами. На заводе ремонтируют практически все модели машин Камова и Миля, модернизируют Ка-25, Ка-27, Ми-8, Ми-14, Ми-17. В бытность свою в юрисдикции Украины завод не только справлялся с внутренними заказами, но и сотрудничал со странами Европы, Ближнего и Среднего Востока, Индии, Юго-Восточной Азии и Африки. Благодаря своему положению предприятие может осуществлять отгрузку заказов как по железной дороге, так и морем.

Несколько оборонных предприятий работают в Севастополе. Центральное конструкторское бюро "Черноморец" занимается разработкой конструкторско-технологической документации для проведения ремонта, переоборудования, модернизации кораблей и судов, а также проектов судов для выполнения специальных задач. 

Конструкторское бюро радиосвязи разрабатывает и изготавливает системы связи, включая военные сухопутные и морские, а также навигационное оборудование. 

Специальная производственно-техническая база "Пламя" занимается взрывопожарной защитой кораблей флота и выполняет ремонт систем взрывопожаробезопасности. 

Целый куст оборонных предприятий расположен в Феодосии. На "Феодосийском оптическом заводе" производится большая линейка продукции для бронетехники. Например, изделия ТНПО-115, РТС-27-3МС и ТВН-5, потребителем которых может быть ОАО "Арзамасский машиностроительный завод", на котором собирают бронетранспортеры для российской армии и машины на их базе. Помимо приборов наблюдения, завод делает лазерные дальномеры и массу другой продукции, приоритетными потребителями которой являются именно предприятия ОПК.

Феодосийский судомеханический завод выполняет ремонт судов, кораблей проектов 205, 206, 266, 266М, 1824, 368Т, 1388, 233, 1236, 535, 733, 737, 771 и 376, ремонт и сервисное обслуживание главных дизельных двигателей М503, М504, М507, судовых дизель-генераторов, а также ремонт двигателей КамАЗ. 

Конструкторско-технологическое бюро "Судокомпозит" разрабатывает и производит полимерные композиционные материалы (ПКМ) катеров, яхт, шлюпок, лодок и других плавсредств. ПКМ имеют заданные свойства: звукопрозрачные, радиопрозрачные, радиопоглощающие, броневые, трудносгораемые.

У крымских предприятий есть перспективы, уверен военный эксперт Игорь Коротченко. По его мнению, прежде всего необходимо развивать судостроение, точнее - военное кораблестроение, а также военную электронику.

Крымские предприятия ВПК испытывали проблемы, когда полуостров находился в составе Украины. Но сегодня нет абсолютно никаких препятствий для включения этих предприятий в общую систему ОПК России. Крымские мощности могут участвовать в реализации экспортных программ. Такие задачи как раз и поставил вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Также в Крыму расположены уникальные военные объекты. Так, рядом с городом Саки находится тренажер для пилотов палубной авиации НИТКА (Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный). На полигоне отрабатывали взлет и посадку летчики авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов", для чего были смонтированы аэрофинишеры - устройства, которые "ловят" садящиеся на палубу самолеты, и паровые катапульты.

После распада СССР российские летчики пользовались им по контракту, который обходился российской стороне до $700 тыс. в год. После того как в 2012 г. стоимость аренды была увеличена до $2 млн, Россия от использования НИТКИ отказалась. В марте 2014 г. полигон НИТКА был возвращен в собственность Вооруженных сил РФ.

По словам полномочного представителя президента в Крыму Олега Белавенцева, развитие предприятий ОПК является для Республики и Севастополя стратегическим направлением промышленной политики. "Это обусловлено необходимостью укрепления национальной безопасности в условиях роста внешних угроз и санкций, наличием на полуострове усиленной группировки войск Минобороны РФ, особым географическим и геополитическим расположением южного форпоста России, а также исторически сложившейся приоритетной отраслью, существенно влияющей на рост экономики федерального округа", - пояснил полпред.

Выбор читателей