Россия оперлась на патриотизм

Увлечение идеями космополитизма и мультикультурализма захватило не все страны. РФ и Германия уверенно гребут против течения - они возглавили рейтинг государств, где патриотизм - доминирующая идеология

По данным мониторинга исследовательской компании GlobeScan, проведенного в 18 странах, Россия и Германия лидируют по уровню народной неприязни к идеям космополитизма и мультикультурализма. Респондентов спрашивали, ощущают ли они себя в первую очередь гражданами своей страны или "людьми мира". Исследование проводится ежегодно на протяжении 15 лет совместно с BBC.

Фото: Алексей Павлишак/ ТАСС

В результате исследования были выявлены любопытные закономерности. К примеру, население большинства развивающихся государств в прежние годы демонстрировало приверженность консервативным ценностям и негативное отношение к космополитизму. Однако в последнее время предпочтения жителей таких стран, как Индия, Китай, Нигерия, Кения, Индонезия, все больше склоняются к данной идеологии.

Исключением является Россия, которую авторы исследования также переместили и в разряд стран третьего мира (напомним, в изначальной концепции "Трех миров" СССР занимал место в "первой лиге" наряду с США). Россияне называют себя в первую очередь гражданами России - такой ответ дали 70% российских респондентов. "Граждан мира" в РФ насчитали лишь 4%, кроме того, 24% респондентов колеблются, будучи не в состоянии сделать определенный выбор.

В спину нам дышит Германия: немцам надоел космополитизм, навязываемый евросоциалистами, только 4% граждан Германии твердо заявляют о том, что не ассоциируют себя с германской государственностью. С 2009 г. процент германцев, склоняющихся к мысли о преимуществе "мирового гражданства", снизился с 43% до 30 процентов. Россия занимает первое место среди исследованных стран по уровню негативного восприятия космополитизма, Германия - второе.

Растущая неприязнь к интернационализму является симптомом морального сплочения нации. Россия и Германия - государства, способные оспорить гегемонию США в мире. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Вашингтон прилагает массу усилий для установления контроля над Москвой и Берлином. России удалось преодолеть пагубное влияние Штатов после безвременья 1990-х, Германия же до сих пор находится под гнетом Вашингтона. Однако в последнее время Берлин все более явно демонстрирует намерение сойти с орбиты политических интересов США, и рост неприязни к космополитизму свидетельствует о том, что германский народ поддерживает курс на независимость.

Вести "гибридные войны" американцы начали задолго до вхождения данного термина в моду. После окончания Второй мировой войны Вашингтон принялся активно наращивать свое влияние в отдаленных от границ США регионах в рамках передела разрушенного войной мира. Как и в наши дни, для этого применялись меры не только военно-дипломатического характера, но и внедрение в сознание населения интересующих территорий вредоносных идей, в частности, идеи космополитизма. В данном случае ситуация похожа на положение в ядерной сфере: "разоружение" должно производиться лишь синхронно всеми участниками, в противном случае народы, отрекшиеся от своих государств, станут жертвами наций. Именно этого добиваются США: экспортируя в другие страны комплекс идей, дискредитирующих патриотизм, сами американцы вовсе не спешат отказываться от него. Напротив, в Штатах даже существует закон, согласно которому попросивший иностранное гражданство американец тотчас лишается паспорта США.

Распространение идеи единого мирового правительства в послевоенные годы объясняется ужасом людей перед возможностью повторения в будущем кровавой бойни, усугубленным страхом перед недавно появившимся ядерным оружием. В 1940-е гг. серьезная полемика разгорелась между американскими и советскими учеными-атомщиками: первые полагали, что спасти мир от испепеляющей атомной войны способно лишь создание мирового правительства, в основу которого должна была лечь ООН. С аналогичной инициативой выступал Альберт Эйнштейн. Сергей Вавилов, Абрам Иоффе и другие выдающиеся деятели советской науки написали открытое письмо на имя Эйнштейна, в котором объяснили, что советский народ не намерен отказываться от собственной независимости в пользу некоего "мирового правительства", "прикрывающего громко звучащей вывеской мировое господство монополий".

Вскоре в СССР началась кампания по борьбе с "безродными космополитами", продлившаяся до 1953 года. Сталинская пропаганда противопоставляла космополитизму патриотизм, говорилось об искусственном происхождении идей интернационализма, распространяемых в интересах финансовых и политических элит стран Запада.

Зато на территории европейских стран идеи интернационализма получили довольно широкое распространение. Они были подхвачены в молодежной среде, соединившись с пацифизмом субкультурных движений XX века. Коммунистические идеи также претерпели существенную трансформацию, выродившись в евросоциализм. Сегодня именно европейские левые, получившие власть, насаждают в Европе идеи мультикультурализма и переходящей пределы разумного толерантности.

При трансплантации органов иммунитет реципиента подавляется специальными препаратами. Евросоюз напоминает пациента с полностью подавленным иммунитетом, собранного по образу Франкенштейна из разрозненных частей. Разумеется, в таких условиях единство возможно лишь при тотальном подавлении "иммунного ответа" наций - патриотизма.

Однако в последнее время Берлин все чаще проявляет склонность к независимой от США политике, становясь постепенно все менее покорным союзником для Белого дома. В частности, немцы запланировали создание единой европейской армии - идея в настоящее время прорабатывается германскими властями для последующего представления партнерам по Евросоюзу.

Проект открыто не противопоставляется Североатлантическому альянсу, но понятно, что в результате реализации данного плана европейское финансирование проамериканского блока, и так невысокое, будет неизбежно снижаться - никто не станет содержать две армии одновременно.

Усиливаются распри между Старым и Новым Светом и в экономической сфере. Например, недавно стало известно о том, что Вашингтон давит на Брюссель, требуя вступления ЕС в Трансатлантическую зону свободной торговли на невыгодных для европейцев условиях, американцы даже прибегают к шантажу. Кроме того, раздражение германской стороны вызывают попытки американских политиков остановить реализацию проекта "Северный поток 2".

При этом основной целью Штатов является препятствование налаживанию отношений между Россией и Германией, полагают эксперты. В частности, такое мнение высказал ранее в интервью российскому информагентству доцент факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова Алексей Фененко. По его мнению, Белый дом стремится не только рассорить Москву и Берлин, но также ослабить германское влияние внутри ЕС. Ранее американцам удалось разрушить политический тандем Германия - Франция, добавил эксперт.

Схожую оценку высказал американский политолог, глава компании "Стратфор" Джон Фридман.

"Главные интересы США на протяжении всего прошлого столетия - во время Первой, Второй мировых и холодной войны - концентрировались на отношениях России и Германии. Ведь, объединившись, они становятся единственной силой, представляющей для США жизненно важную угрозу. И наша главная задача - не допустить их союза", - отметил аналитик.

Россию и Германию связывает история длительных отношений, в которой периоды максимального сближения перемежались истребительными войнами. Одной из основных тенденций последнего времени является появление новых центров влияния на геополитической карте мира. Германия обладает значительными ресурсами, занимая пятое место по объемам ВВП в мире, и способна быстро избавиться от политического диктата англосаксов. Россия же в данном случае может получить как грозного оппонента, так и мощного союзника - кем станет обновленная Германия для нас, покажет время. 

Далее читайте на "Русской планете".

Выбор читателей