Иран вернул место под солнцем

Исламская Республика семимильными шагами наверстывает упущенные за время действия торговых ограничений экономические потери. Ядерные амбиции дорого обошлись Тегерану, но не сломили его

Всего за четыре месяца, прошедших с момента отмены экономических санкций в отношении Ирана, объемы добычи нефти в стране вернулись на уровни, достигнутые до введения торговых ограничений.

Фото: Morteza Nikoubazl/ Zuma/ ТАСС

Уже в апреле в Исламской Республике производилось 3,56 млн баррелей нефти в сутки, что стало наивысшим показателем с "досанкционного" 2011 г., сообщил Bloomberg со ссылкой на данные Международного энергетического агентства. Ежесуточно на экспорт уходило 2 млн баррелей.

Таким образом, Иран вернулся к прежним уровням добычи гораздо раньше, чем за 2 года, которые отводили ему на это многие аналитики.

Кроме того, Иран поставил крест на достижении соглашения странами ОПЕК по заморозке добычи нефти ради стабилизации цен на рынке, заявив, что не намерен вводить никакие ограничения, пока производство черного золота не достигнет 4 млн баррелей в сутки. То есть Исламская Республика, которая во время действия санкций не имела такой возможности, будет не сокращать, а форсировать нефтедобычу.

Всеобъемлющие торговые ограничения в отношении Ирана, категорически отказавшегося свернуть свою ядерную программу, были введены Соединенными Штатами, ЕС и их партнерами в январе 2012 года. Табу было наложено на экспорт нефти и нефтепродуктов (по некоторым данным, он приносил в казну до 90% доходов). Помимо этого, под запрет попали прямые инвестиции в газовую, нефтяную и нефтехимическую промышленность страны, экспорт передовых технологий, доступ к международной системе финансовых транзакций SWIFT.

По некоторым данным, уже через год после начала экономическая блокада нанесла Ирану ущерб в $170 млрд, в последующие годы потери составляли примерно по $40 млрд в год. За это время ВВП страны снизился на 20%, а ВВП на душу населения - ровно вдвое, с $12 тыс. до $6 тысяч.

Тем не менее в условиях санкций Ирану удалось весьма эффективно диверсифицировать экономику и даже нарастить свое влияние в регионе. С этой точки зрения опыт Исламской Республики может быть весьма актуален для России, также живущей сегодня в условиях западных санкций.

Сразу же после введения торговых ограничений иранское правительство переверстало бюджет, исходя из того, что начиная с 2013 г., с учетом весьма ограниченных возможностей экспорта нефти, нефтедоллары могли обеспечить казне не более 40% доходов. Главный упор был сделан на диверсификацию экономики, развитие не нефтяных отраслей с экспортным потенциалом. Особое внимание было уделено электроэнергетике, индустрии строительных материалов, сталелитейной и горнорудной промышленности, нефтехимии и производству товаров, которые являлись традиционными предметами экспорта, таких как ковры, сухофрукты, разнообразная агропродукция. В отрасли, не попадавшие под действие санкций, потекли госинвестиции.

В результате уже в 2014 г. начался рост экспорта - за рубеж было поставлено продукции на 22% больше, чем в 2013-м, что в стоимостном выражении составило $46,3 миллиарда. Кроме того, удалось более-менее сбалансировать торговый баланс. Разрыв между экспортом и импортом за это время сократился вдвое.

Иран нашел и еще один источник устойчивого дохода - международный транзит, нарастив его к 2015 г. почти на треть, до 15 млн тонн. Теперь ежегодно страна получает от него более $3 миллиарда.

Исламское государство* также сразу же ужесточило администрирование налогов. В 2012 г. только НДС было собрано на четверть больше, чем в предыдущем году. Кроме того, Иран значительно расширил контингент налогоплательщиков - в их число теперь входят и компании, связанные с религиозными и военными структурами. Это весьма существенный довесок - к примеру, Корпус стражей исламской революции, контролирующий до 60% экономики страны, до сих пор был полностью освобожден от налогового бремени. 

Для обеспечения иранцев необходимыми зарубежными товарами, в первую очередь лекарствами, была создана система финансовой поддержки импортеров. Те, кто поставляли в страну товары, признанные жизненно необходимыми, могли приобрести у государства иностранную валюту по льготному курсу - вдвое ниже плавающего официального. Другие группы товаров приобретались по официальному курсу, а для всего остального валютные котировки устанавливала улица.

Правда, граждане страны были несколько ущемлены в правах - им разрешалось снимать наличными с банковских счетов и вывозить за границу сумму не более $2 тыс. в год на человека.

В это же время иностранным инвесторам были даны исламским государством гарантии, что они будут иметь право на вывоз прибыли, заработанной в стране, и реинвестирование вложенных средств. Конечно, в рамках действующего законодательства. 

Естественно, от экспорта нефти Иран тоже не отказался, более того, активизировал контакты с теми покупателями, которые не подписались под санкциями. Это были Китай, Индия, Южная Корея и Турция. Эти страны обеспечили не только доходы, но и политическую поддержку Исламской Республике, в ответ на давление США заявив, что не могут полностью отказаться от иранской нефти. Да и как отказаться, когда продавец предложил своим клиентам весьма привлекательные скидки.

А кроме того, Тегеран во внешней торговле сделал ставку на небольшие государства и компании, из-за своих масштабов выпавших из орбиты американских интересов. Они, почуяв выгоду, с удовольствием заняли место на рынке ИРИ, освободившееся после ухода крупных компаний, напуганных санкциями. Новые партнеры помогли Ирану обойти режим ограничений.

Так что результативность антииранских санкций оказалась гораздо ниже, чем рассчитывали США и их партнеры. Да и уступки по ядерной программе, которых удалось добиться от Исламской Республики в обмен на отмену санкций, многие эксперты склонны расценивать не как победу, а, скорее, как передышку. За те 10-15 лет, что будут действовать "ядерные" ограничения, Иран имеет возможность значительно увеличить свой экономический потенциал, в том числе и за счет выстраивания и укрепления связей с западным бизнесом. А последний станет для Тегерана еще и агентом влияния, поскольку вряд ли согласится на возвращение санкций. Кроме того, по истечении указанного срока ядерная программа может быть восстановлена в полном объеме, но Иран к тому времени уже обретет и новую мощь, и новые знания, в том числе и о создании ядерного оружия.

* Организация запрещена на территории РФ

Читайте также

Выбор читателей