Новейший самолет может вылететь в трубу

Лоббисты военно-промышленного комплекса США и сенаторы вступили в борьбу за распределение бюджета на дальнейшую разработку ударного самолета, который уже обошелся в фантастическую сумму

В США в очередной раз разгораются страсти вокруг ударного самолета пятого поколения F-35, разработанного компанией Локхид Мартин. Самолет установил своеобразный антирекорд - проект стал самым дорогим за всю историю вооружений США, на разработку и доведение до кондиции уже потрачено свыше полутора триллионов долларов.

Многоцелевой истребитель пятого поколения F-35. Фото: TASS

Несмотря на колоссальные финансовые вливания, F-35 все еще очень сырой. Главным источником головной боли для конструкторов стала новейшая автоматизированная система управления Block 3I, которая продолжает давать сбои в работе. Это все равно что если бы на новейшем компьютере постоянно зависала бы операционная система. Военная доктрина уже "заточена" под новый самолет, который должен поступить на вооружение флота и корпуса морской пехоты США. Одна из модификаций должна иметь возможность осуществлять вертикальный взлет и посадку на палубу авианесущих кораблей, что в идеале позволяет уменьшить их размеры. F-35 должен был прийти на смену самолету с вертикальным взлетом и посадкой AV-8B "Харриер" II.

Недостатки схемы реактивного самолета с вертикальным взлетом давно и хорошо известны - слишком большой расход горючего при взлете и посадке, а также высокая аварийность и уязвимость на этих важнейших этапах полета из-за особенностей расположения двигателей и общей конструкции. В СССР был опыт собственной разработки и эксплуатации аналогичных машин: принятый на вооружение морской авиации Як-38 был весьма аварийной машиной, имел небольшой радиус действия, а бомбовая нагрузка была также слишком незначительной, чтобы компенсировать оба этих недостатка.

Американцы утверждают, что им удалось решить вопрос безопасного взлета и посадки. Однако чем дольше длится процесс доводки машины, тем больше возникает вопросов у конгрессменов.

Выяснилось, что новейший самолет обладает весьма посредственными скоростными характеристиками - даже по показателю максимальной скорости в форсированном режиме работы двигателя F-35 значительно уступает стоящим на вооружении российским машинам Су-27 и Су-35. Американские военные оправдывались, что скорость была принесена в жертву заметности. Якобы конструкция такова, что ее не видят локаторы. Таким образом, Пентагон никак не может отказаться от концепции самолета-невидимки, несмотря на неудачу проекта F-117. Снизить заметность удалось, спрятав все подвесное вооружение внутрь фюзеляжа. Ракеты и контейнеры, размещенные на внешней подкрыльевой подвеске, обладают достаточной отражающей поверхностью, чтобы дать четкий засвет на экранах радиолокационных станций.

У F-35 достаточно внушительный комплекс вооружения - он способен нести все основные типы ракет, а также корректируемые и свободнопадающие авиабомбы, состоящие на вооружении армии США. Это в некоторой степени также служит оправданием сделанных инвестиций. Предполагается, что самолет не должен участвовать в маневренных воздушных боях, а лишь наносить удары по наземным объектам и поддерживать свои войска. При этом ВВС США уже располагают специальным ударным самолетом A-10, который занимает ту же тактическую нишу, что и российский штурмовик Су-25.

В условиях современных локальных конфликтов в Сирии, Ираке и Ливии авиация действует в условиях полного господства в воздухе и отсутствия у противника каких-либо эффективных средств ПВО. Так, российские ВКС наносили удары по объектам террористов в Сирии с больших высот, где оставались недосягаемыми для огня переносных зенитно-ракетных комплексов и стрелково-пушечного вооружения. Аналогичную тактику применяли и американцы в Ираке и Афганистане. Для таких операций вполне подходят и менее науко- и финансовоемкие конструкции самолетов. Тем более что во время бомбардировок Югославии широко разрекламированный F-117 был сбит самой обычной зенитной ракетой. Так что невидимость самолета весьма относительна. Для современных средств обнаружения, работающих в разных диапазонах, незаметных самолетов просто нет.

Американские военные находят еще одно оправдание - якобы F-35 будет "работать" после того, как небо очистят истребители F-22. Но от кого очищать небо в Афганистане и Ираке? Очевидно, что целями для новейших американских самолетов являются сравнимые с ними машины, которые есть сегодня только на вооружении ВВС России.

Есть и еще одно "но" - F-35 выполнен по однодвигательной схеме, что значительно снижает выживаемость машины в воздушном бою. Возможно, конструкторы исходят из того, что раз самолет должен использоваться в условиях господства в воздухе, то повышенная живучесть ему не обязательна. Но в случае отказа двигателя по техническим причинам у самолета также нет шансов.  

По оценкам американских экспертов, в маневренном бою самолет проигрывает Су-35. Значит, в очередной раз американские налогоплательщики спонсировали заведомо неэффективный проект? К разбору полетов подключился даже одиозный сенатор Джон Маккейн, по словам которого, ситуация с этим самолетом - настоящая трагедия и скандал. Все, что касается сроков выполнения работ по F-35, их стоимости и других показателей, уже давно перешагнуло пределы разумного.

Военное ведомство пока продолжает твердо отстаивать свою правоту. Замминистра обороны США Фрэнк Кендалл убеждает, что тестирование самолета завершено на 90%, и будет сюрпризом, если на нынешнем этапе возникнут еще какие-то крупные недоработки.

Американская армия не сильно пострадает, если доводка самолета займет еще какое-то время, другое дело союзники. Ряд стран, таких как Южная Корея, Великобритания, выразили желание иметь новейший самолет в рядах своих ВВС, но затянувшийся период исправления недостатков оптимизма им не прибавляет. Ситуация еще более усугубляется при рассмотрении коммерческих перспектив F-35, ведь российская техника, несомненно превосходящая его по совокупности характеристик, обладает еще и гораздо более привлекательной ценой по сравнению с американским конкурентом.

Но и закрыть дорогостоящий проект американцы уже не могут: предприятия получили заказы на выпуск самолетов, а головная компания-разработчик "Локхид Мартин" - один из влиятельнейших лоббистов, поспорить с которым на равных мало кто сможет. Так что пока самолет наносит собственной стране экономический ущерб, сравнимый с бомбардировками. 

Выбор читателей