Госживодерам объявили войну

Зоозащитники потребовали наказать руководство приюта "БАНО ЭКО", разработать правила работы таких учреждений и назначить омбудсмена по животным. Соответствующую интернет-петицию подписали 280 тысяч человек

Пришедшие на митинг люди держали плакаты, говорили громко, убедительно. "Петросьян (руководитель "ЭКО") - под стражу!", "Россия без жестокости!", "Работу приютов под общественный контроль!!!" - призывы на раскрашенных листах были просты и понятны для всех.

Митинг зоозащитников. Фото: ТАСС

Удивительное дело - в вечно спешащей Москве, где люди зачастую не находят времени, чтобы толком позаботиться о своих правах, сыскались не пара десятков, даже не одна-две сотни, а несколько тысяч человек, которые в рабочий день пришли на митинг ради защиты прав животных. И среди этих тысяч многие были людьми молодыми - из тех, кому бы каждую минуту своего времени посвящать собственной карьере да личной жизни.

"Такой многочисленный митинг у нас впервые, - рассказала в беседе с корреспондентом "Утра" Любовь Бутко, координатор общественного движения "Не бойся, я с тобой", организовавшего акцию. - Впервые простые люди и зоозащитники собрались и пришли в таком количестве. Раньше подобные митинги собирали разве что несколько десятков человек".

Петицию зоозащитников на сайте Change.org уже подписали более 280 тысяч человек. Авторы обращаются к властям Москвы с требованием провести проверку целевого использования денежных средств, полученных "БАНО ЭКО" из бюджета, а также привлечь виновных к ответственности и сообщить, какие будут приняты меры, чтобы впредь не допустить подобного.

Если состоялся митинг, на который пришли тысячи людей (в том числе политики и другие известные люди), если есть петиция, которую подписали сотни защитников животных (и продолжают ее подписывать), то кажется, что дело на ходу и можно порадоваться за бездомных Шариков и Барсиков, которые вскоре окажутся под защитой закона.

Однако все не так. Как рассказала Любовь Бутко, организаторам митинга до его начала не раз и не два приходили угрозы в духе "лучше остановитесь, если вам дорого ваше здоровье". А непосредственно на акции только четкая работа полиции помогла предотвратить возможную массовую драку. Дело в том, что прямо на митинг пришли так называемые догхантеры - люди, которые занимаются тем, что травят на улицах собак, разбрасывая отравленное угощение.

"Хорошо, полиция сработала раньше, чем наши участники поняли, кто же пришел, - говорит Любовь Бутко. - Полицейские выставили кордоны, отгородили нас от них. А иначе…"

Счастливым конец, когда митинг прошел, депутаты Мосгордумы и Совет при президенте России по развитию гражданского общества и по правам человека (от него на акции присутствовал Иван Засурский) требования его участников услышали и согласились с ними в той или иной степени, не назовешь. И теперь все не будет хорошо.

Угрозы избить организаторов митинга, появление на акции догхантеров - это, в общем-то, верхушка айсберга. А за кулисами остались те, кто на приютах делает огромные деньги.

Маленький пример: организация "ЭКО", чей руководитель Вера Петросьян сейчас проходит по делу о мошенничестве, за 2015 г. получила по контрактам 60 млн рублей. Предполагалось, что за эти деньги бездомных животных будут стерилизовать и чипировать. Однако сейчас следствие подозревает организацию в подделке документов по этим видам деятельности. О том, что деньги проходили мимо животных, может косвенно свидетельствовать и тот факт, что в приюте давным-давно не было ремонта, а кормили зверей дешевыми полуфабрикатами.

Сколько денег останется на руках у руководителей приюта, если поднадзорное животное по документам стерилизовать и чипировать, а по факту - убить без долгих трат на содержание? А если такое животное не одно, если их сотни? А если учесть количество приютов в России?

Нет, мы не хотим сказать, что все приюты поголовно идут по такому же пути, что и "ЭКО Вешняки". Побудем оптимистами - пусть таковых будет только половина. Одному приюту 60 млн государственных рублей за год, другому приюту, третьему… конечный ответ пахнет числом с девятью (а то и с десятью) нулями.

И стоит ли поэтому удивляться, что в конце декабря в Госдуму был внесен законопроект, который предлагает за жестокое обращение с животными наказывать административно?

Казалось бы, а что тут такого - ну предлагают штрафы до 10 тыс. руб. или 15 суток ареста (для особо рьяных садистов) нарушителям? Это же хорошо. Но дело в том, что по российским законам за одно и то же деяние не может быть одновременно уголовной и административной ответственности. Либо одно, либо другое. А сейчас в Уголовном кодексе есть статья 245 "Жестокое обращение с животными". По ней виновные могут заплатить до 300 тыс. руб. штрафа или сесть на два года. Разница ощутимая, не правда ли?

Таким образом, если законопроект будет принят, то статью в Уголовном кодексе придется упразднять. На это же намекает и пояснительная записка к законопроекту, в которой говорится о декриминализации уголовного законодательства.

Да, по уголовной статье в год осуждают всего несколько десятков человек - капля в море. Эксперты-правоведы сетуют на расплывчатость формулировок, из-за которой трудно привлечь человека к ответственности. И в новом законопроекте действительно формулировки более четкие.

Но при этом грозящее виновному наказание смягчается на порядок. Штраф от тысячи до 10 тысяч, а в самом худшем случае - 15 суток ареста. Остановит ли это (вместо двух лет за решеткой и судимости) садистов, из раза в раз доставляющих себе удовольствие мучениями животных? Почему бы автору законопроекта не предложить доработать 245 статью УК с помощью его формулировок, чтобы она, наконец, заработала как следует?

"Уже не раз получали обращения от людей, - рассказала корреспонденту "Утра" Любовь Бутко. - Вот на днях рассказали о садисте, который дома мучает кошку: сильно повредил ей лапу и в окно соседям показывает. Просят отдать, а он не отдает. А у маргиналов животные по полгода на балконах живут - в дождь, в снег - и никто ничего сделать не может".

Выбор читателей